Аналитика Публикации

21
июля
2008

Какие меры позволяют регулировать налоговую нагрузку компании при импорте

Источник: Журнал "Практическое налоговое планирование"


Коллектив авторов, VEGAS LEX

  • Какова оптимальная структура холдинга для импорта товаров
  • Что выгоднее: снизить таможенную стоимость или увеличить себестоимость
  • Когда уменьшение таможенных платежей становится невыгодным

 

Как правило, при обычной схеме импорта «иностранный производитель – российский импортер» торговая компания в РФ не может влиять на товарные и денежные потоки. Поэтому сумма налогов по таким операциям может быть очень существенна. В то же время грамотная организация структуры холдинга позволит компании-импортеру самостоятельно регулировать сумму налогов, а также таможенную стоимость товара.

 

ВЫГОДНЕЕ ИЗНАЧАЛЬНО ПРОДУМАТЬ СТРУКТУРУ ХОЛДИНГА-ИМПОРТЕРА

 

Налоговые и таможенные платежи при импорте можно одновременно варьировать несколькими способами. К примеру, формируя центр  прибыли  в  иностранных организациях, находящихся в юрисдикциях с более мягкой налоговой нагрузкой. Или с помощью специальных налоговых режимов  в  России, которые позволяют уменьшить налоговое бремя российских организаций, входящих в группу.

 

В качестве примера подобной эффективной структуры импорта можно рассмотреть следующую схему (см. схему «Импорт товаров в Россию группой компаний»).

 

Импорт товаров в Россию группой компаний

 

Шаг первый - иностранный производитель, не входящий в группу компаний, поставляет товар организации в составе холдинга, которая зарегистрирована в уважаемой юрисдикции.

 

Это звено необходимо для работы, прежде всего, с крупными иностранными производителями, деятельность которых контролируется аудиторами из «большой четверки» и акционерами. Таким компаниям обычно не все равно кому поставлять свою продукцию. Они предпочитают не иметь дело с компаниями из офшорных и низконалоговых юрисдикций, так как это может испортить отчет аудиторов и чревато неприятностями на собрании акционеров.

 

К примеру, в Европе для места регистрации такой компании очень удобны Нидерланды. Дело в том, что налоговое законодательство этой страны способствует созданию холдинговых структур*. Поэтому нидерландскую компанию можно использовать не просто в качестве респектабельной «прокладки» для импорта товаров в Россию, но и материнской компании всего холдинга.

 

Шаг второй - компания из респектабельной юрисдикции поставляет товар офшорной или оншорной (в юрисдикции с низкой налоговой нагрузкой) компании. Наценка при этом должна быть минимальной, покрывающей лишь текущие расходы компании-продавца. Такая компания, регулируя в дальнейшем торговую наценку, в случае необходимости становится либо центром прибыли холдинга (аккумулирует у себя всю наценку по торговой операции), либо центром убытков (формирует заниженную таможенную стоимость при ввозе).

 

Шаг третий – оффшорная или оншорная компания, манипулируя ценами, поставляет товар российской вспомогательной компании - таможенному брокеру.  Эта организация производит таможенное оформление, уплачивает НДС и таможенные пошлины.

 

Шаг четвертый - дальнейшее продвижение товара по цепочке таможенный брокер – оптовик может производиться как по договору купли-продажи, так и по договору комиссии, когда таможенный брокер выступает агентом оптовика и получает за свои услуги вознаграждение. При сравнительно небольших объемах импорта таможенного брокера целесообразно перевести на «упрощенку». В этом случае его вознаграждение, являющееся, по сути, часть торговой наценки, выводится на льготное налогообложение. Однако при значительных объемах импорта для сохранения возможности применять «упрощенку» придется постоянно менять таможенного брокера. Такая смена может оказаться полезной для снижения налоговых рисков для компании-оптовика.

 

Шаг пятый - компания-оптовик реализует товар конечным потребителям.

Описанная структура холдинга для проведения импортных операций позволяет гибко регулировать как размер налоговых, так и таможенных платежей. Естественно, что в конкретных условиях каждой компании придется подстраивать данную структуру «под себя»: выбрать наиболее удобную офшорную или оншорную юрисдикцию, принять решение о том, занижать или завышать ввозную стоимость товара и как снижать налоговую нагрузку внутри России.

 

ВЫБОР ЮРИСДИКЦИИ ПОСТАВЩИКА НУЖНО ОБОСНОВАТЬ

 

Поскольку офшорная или оншорная фирма регулирует сумму прибыли и налогов, очень важно правильно выбрать юрисдикцию для нее. Из офшорных юрисдикций хорошо зарекомендовали себя для этих целей Британские Виргинские острова, Белиз, Панама и другие. Преимущество в выборе офшорной компании в качестве поставщика заключается в достаточно небольшой цене регистрации и обслуживания такой фирмы. Кроме того, в полном отсутствии налогообложения выведенной туда части прибыли от торговой операции.

 

Недостаток же в том, что налоговые органы России однозначно с подозрением относятся к офшорным компаниям. И если такая фирма будет выступать в качестве поставщика российской организации, это привлечет пристальное внимание проверяющих.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

 

Андрей БРУСНИЦЫН, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:

- Действительно, вероятность того, что при проверке компании, контактирующей с оффшором, налоговики направят запросы в компетентные органы иностранных государств, велика. Однако исполнение таких запросов занимает достаточно длительное время, поэтому собрать доказательства против налогоплательщика  очень нелегко.

 

На наш взгляд, целесообразно рассмотреть возможность замены офшорной юрисдикции оншорной. Например, это может быть Гонконг или Кипр. Так кипрские компании, например, в настоящее время уже однозначно не рассматриваются налоговыми органами как созданные исключительно в целях минимизации налогов. Этому способствовало как заключение между Россией и Кипром соглашения об избежании двойного налогообложения, так и принятие Кипра в состав Европейского Союза. Плюсом является сотрудничество правительства этого государства с международными антиофшорными структурами, в частности, с ФАТФ (Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF) и ОЭСР (Organization for Economic Cooperation and Development, OESD)*. Все эти обстоятельства делают использование кипрской компании более выгодным, чем использование налоговых режимов офшорных государств.

 

Недостатком же оншорных юрисдикций, в том числе Кипра, является необходимость уплаты налогов на их территории. Так, компании-резиденты Кипра уплачивают налог с доходов, полученных за пределами Кипра, по ставке 10 процентов. Таким образом, сформировав центр прибыли на территории Кипра, группа компаний получит возможность облагать большую часть прибыли по пониженной ставке. При этом доходы в виде дивидендов, распределяемых кипрской компанией между своими акционерами освобождаются от налогообложения.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

 

Андрей БРУСНИЦЫН, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:

- Учитывая разницу в ставках налога на прибыль (24 и 10 процентов), есть вероятность, что российские компании, работающие с кипрскими, могут привлечь внимание налоговых органов, особенно в случае, когда оборот денежных средств значителен.

 

ВЕЛИЧИНА НАЛОГОВ ЗАВИСИТ ОТ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРА

 

Как мы уже отмечали, офшорная компания, входящая в холдинг – регулятор таможенной стоимости товара на границе России. Варьировать эту стоимость организация может как в сторону увеличения (снижая НДС и налог на прибыль на территории России), так и в сторону уменьшения (снижая таможенные платежи).

 

Очевидно, что пороговым значением для принятия решения о том, что выгоднее, завышать или занижать таможенную стоимость, является ставка таможенной пошлины,  равная внутреннему НДС, то есть 18 процентов. Если ставка на ввозимый товар выше 18 процентов, выгоднее заплатить НДС, снизив таможенную стоимость. Если же пошлина ниже установленного значения, выгоднее платить саму пошлину, завысив таможенную стоимость.


Заметим, этот вывод справедлив лишь в том случае, если компания не имеет возможности каким-то образом снизить внутрироссийский НДС. Например, с помощью вычетов по каким-то иным, не связанным непосредственно с импортом, затратам.

 

Обратите внимание, если офшор является центром прибыли холдинга, то при осуществлении регулирования таможенной стоимости у группы компаний может возникнуть проблема с реинвестированием в Россию аккумулированных в офшоре денежных средств. Эта проблема может быть решена, к примеру, в форме выплаты дивидендов российским учредителям, если между Россией и страной поставщика заключено соглашение об избежании двойного налогообложения. Другой вариант решения - с помощью предоставления российской компании займов или взноса в уставный капитал российской организации.

 

Если компания в офшоре сформирована как центр убытков, трудность может возникнуть с ее финансированием для закупки новых партий товара. Обойти это препятствие можно, к примеру, с помощью тех же займов и увеличения уставного капитала. Или с помощью заключения договоров об оказании различных услуг за пределами России или лицензионных договоров на использование торговых марок.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

 

Андрей БРУСНИЦЫН, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:

- Подобные переводы денежных средств в крупных размерах между российской компанией, и фирмой, зарегистрированной в низконалоговой юрисдикции, могут стать причиной углубленного налогового контроля. Подобному анализу денежных потоков при осуществлении налогового администрирования ФНС уделяет все больше внимания в последнее время.

 

КАК ОДНОВРЕМЕННО СНИЗИТЬ И ПОШЛИНУ, И НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ

 

Компания-импортер может уменьшить таможенные платежи по ввозимым товарам, не снижая при этом общую сумму, причитающуюся иностранному поставщику. Для этого необходимо в договоре разделить платежи на несколько частей. Дело в том, что базой для исчисления таможенных пошлин является непосредственно стоимость ввозимого товара и все сопутствующие приобретению расходы, не включенные в цену товара. За исключением определенного ряда расходов (см. врезку «Не все дополнительные расходы включаются в таможенную стоимость»). В результате, группа дружественных компаний может искусственно выделить из стоимости товара сумму затрат, которые не включаются в таможенную стоимость.

 

Например, группа компаний может воспользоваться разделением договора на непосредственно договор поставки и агентский договор. Агент в данном случае будет оказывать покупателю услуги по поиску поставщиков товаров и содействию заключению договоров. В соответствии с обычаями делового оборота, размер агентского вознаграждения может составлять до 15 процентов от стоимости партии товара.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

 

Андрей БРУСНИЦЫН, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:

- В указанной ситуации российский покупатель должен иметь документы, подтверждающие, что соответствующие агентские услуги были фактически оказаны. То есть должна быть очевидна практическая помощь агента при заключении договоров и поиске клиентов. В ином случае можно столкнуться с претензиями со стороны налогового органа.

 

Аналогичного экономического эффекта общество может достигнуть, при выделении из цены товара стоимости перевозки, при условии, что такую транспортировку по территории РФ производит иностранная компания. Так, общие расходы на транспортировку по договору можно разделить в равных частях между перевозкой до границ России (они войдут в таможенную стоимость) и перевозкой по территории России (не войдут в таможенную стоимость).

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

 

Андрей ЦЫБ, специалист по налогообложению юридической фирмы «Вегас-Лекс»:

- При выделении из цены товара стоимости перевозки по территории России доход, полученный офшорной или оншорной компанией за такую перевозку, в силу соглашения об избежании двойного налогообложения, не будет облагаться на территории РФ налогом на прибыль. К примеру, это позволит сохранить в обороте значительные средства, и уплатить минимальный налог на Кипре (10% против 20% в России).

При этом не следует забывать, для того чтобы воспользоваться пониженной ставкой налога, необходимо подтвердить, что перевозчик является резидентом страны, с которой у РФ заключен договор об избежании двойного налогообложения.

 

Еще один вариант уменьшения таможенной стоимости – начисление штрафных санкций. К примеру, в договоре можно предусмотреть, что в случае нарушения срока оплаты покупатель должен заплатить определенную сумму штрафа или процентов за предоставленную отсрочку платежа (процентов по коммерческому кредиту).

 

Штрафные санкции и проценты за отсрочку платежа в перечне дополнительных начислений к цене ввозимого товара отсутствуют, поэтому не увеличивают таможенную стоимость товара. Следовательно, включив в договор условия о выплате штрафов на несвоевременную оплату или процентов за предоставленную отсрочку платежа, торговая компания сможет уменьшить таможенную стоимость, не уменьшая при этом доходы поставщика.

 

Как показывает деловая практика, размер штрафа может составлять от 5 до 10 процентов стоимости товара, оплата которого просрочена. Таким образом, поставщик получит от покупателя планируемый доход, при этом 90 процентов этого дохода он получит в виде цены товара, которую включит в таможенную стоимость, оставшиеся 10 процентов покупатель уплатит в виде штрафа. При этом расходы на выплату штрафов, предусмотренных договором, покупатель сможет в полном объеме включить в состав расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).

 

В результате преобразование простого договора поставки в смешанное обязательство, включающее в себя элементы поставки, оказания агентских услуг и услуг по перевозке, а также включения в договор поставки особых условий, позволит уменьшить таможенную стоимость на 25-30 процентов. При этом все платежи, осуществленные покупателем в пользу поставщика, будут уменьшать у покупателя налоговую базу по налогу на прибыль. Таким образом, предлагаемый способ оптимизации позволит более чем на четверть сократить базу для расчета таможенных пошлин и НДС.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

 

Андрей БРУСНИЦЫН, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:

- Снижение ввозной стоимости товара за счет таких ухищрений на 25-30 процентов по сравнению с рыночной ценой либо ценами, используемыми другими импортерами, скорее всего, обернется претензиями со стороны налоговых и таможенных органов. И, если удастся доказать взаимозависимость поставщика и покупателя, таможенная стоимость будет скорректирована до рыночного уровня.


Связанные услуги

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение