Логистика таможенного перевозчика
В течение последнего времени сразу несколько транспортных компаний объявили о получении Свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков РФ или же, по крайней мере, обозначили такие планы. Данная тенденция вполне объяснима, поскольку все эксперты рынка оптимистично оценивают перспективы спроса на данный вид транспортно-логистических услуг в России.
В соответствии со ст. 93 Таможенного кодекса РФ таможенный перевозчик осуществляет деятельность по перевозке товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, установленных ТК РФ. Это перевозка товаров в рамках внутреннего и международного таможенного транзита.
Как пояснили «Транспорту» в Федеральной Таможенной службе, основное отличие таможенного перевозчика от «просто» перевозчика заключается в том, что при перевозке товаров таможенным перевозчиком таможенные органы не требуют применения мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства РФ, предусмотренных п. 1 ст. 86 Кодекса, к которым, в частности, относится: «обеспечение уплаты таможенных платежей в отношении иностранных товаров в размерах, соответствующих сумме ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения; таможенное сопровождение; определение маршрутов перевозки, которые Правительство РФ вправе устанавливать для отдельных видов товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом».
Само собой, к компаниям, предоставляющим услуги таможенного перевозчика, предъявляются определенные требования. Для начала, прежде всего, это может только российская компания. В то же время транспортные услуги могут выходить за рамки данного статуса. Например, помимо перевозок товаров по таможенной территории РФ организация вправе заниматься и международными перевозками грузов. К слову, именно таких компаний в Реестре таможенных перевозчиков РФ – большинство.
Кроме того, как отмечает Виталий Архипов, руководитель международного отдела ООО «Альбатрос Карго» (компания намерена войти в Реестр таможенных перевозчиков в 2008 году), получение лицензии таможенного перевозчика предполагает наличие достаточного количества собственных транспортных средств и значительный объем так называемых основных средств. «Эти условия, вместе с не самым маленьким лицензионным сбором, предполагают серьезную техническую и организационную подготовленность транспортной компании, – говорит Архипов. – Объективно, получение статуса таможенного перевозчика может заинтересовать только предприятия, уже имеющие значительный объем перевозок, собственный транспортный парк и сильную организационную структуру. И, разумеется, у нее должна иметься заинтересованность в работе в таможенной сфере, в первую очередь в доставке грузов в международном сообщении и их таможенном оформлении».
Андрей Савельев, генеральный директор ХК «Гринвэй» (статус таможенного перевозчика есть у одного из автотранспортных предприятий холдинга) также отмечает достаточно крупный размер залогового депозита, который необходимо внести на специальные счета ФТС. «Эта сумма для ФТС является залогом того, что таможенный перевозчик выполнит свои обязательства в отношении груза и товар, который пересек границу РФ, но не был еще растаможен, будет оформлен на другом таможенном посту надлежащим образом, – поясняет Савельев. – В случае пропажи груза тот платеж, который должен был быть внесен в бюджет государства, списывается с депозитного счета таможенного перевозчика. Но такие пропажи случаются крайне редко. Например, в нашей практике такого не происходило».
Вполне закономерно, что финансовая устойчивость претендента является важным аспектом получения статуса таможенного перевозчика. Согласно ТК РФ, она «подтверждается» страхованием гражданской ответственности, при условии, что страховая сумма не может быть менее 20 млн рублей, а также обеспечением уплаты таможенных платежей в размере 20 млн рублей. «Логика законодателя сводится к тому, чтобы предоставлять статус таможенного перевозчика лицам, которые знают специфику рынка и, более того, успешны на нем, – подчеркивает Довран Гарагозов, старший юрист Департамента инфраструктурных и транспортных проектов Адвокатского бюро «Вегас-Лекс». – Кроме того, для законодателя немаловажным является способность претендента обеспечить, в случае необходимости, как частные (путем возмещения ущерба за счет страховой суммы), так и публичные интересы (обеспечение уплаты таможенных платежей)».
Здесь ярким примером может послужить опыт авиакомпании «Аэрофлот-Дон», которая была исключена из списка таможенных перевозчиков в сентябре 2006 года. Тогда пресс-служба ОАО «Аэрофлот-Дон» сделала заявила, что компания не имеет намерений продолжать свою деятельность в качестве таможенного перевозчика, «так как это не выгодно для компании из-за большого размера банковской гарантии».
Прочие требования к лицу, претендующему на получение статуса таможенного перевозчика, сводятся к следующему: осуществление деятельности по перевозке грузов в течение не менее двух лет; владение используемыми для перевозки товаров транспортными средствами, наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности лицензируется (к примеру, перевозка опасных грузов).
Понятно, что фирмы-однодневки не могут претендовать на право предоставления услуг по доставке товаров и грузов, находящихся под таможенным контролем. Кто же претендует?
Авиаперевозчики, автоперевозчики и РЖД
В ноябре Свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков получила ОАО «Авиакомпания «Сибирь» (S7 Airlines). «Новый статус позволит авиакомпании производить таможенную очистку на территории РФ в пункте назначения при получении груза, а не в пункте трансфера при перегрузке с международного рейса на внутренний, как это приходилось делать ранее, – говорит Владислав Филев, генеральный директор авиакомпании. – Тем самым, клиенты S7 Airlines получили возможность отправлять и получать грузы в любой точки земного шара, не имеющей прямого сообщения с российскими городами. Мы надеемся, что в особенности это будет интересно транспортным компаниям, которые теперь получают возможность выстраивать максимально выгодные логистические схемы с точки зрения времени транспортировки и ее стоимости».
Отметим, что в Реестре таможенных перевозчиков уже присутствует большинство крупных российских авиакомпаний, для которых получение статуса таможенного перевозчика является не просто очередным шагом в расширении комплекса предоставляемых услуг. Конкурентоспособность перевозок в международном сообщении напрямую зависит от наличия этого статуса. «Лицензия таможенного перевозчика дает прямым заказчикам и агентам, занимающимся транспортировкой грузов ряд преимуществ, – рассказали «Транспорту» в пресс-службе авиакомпании «Уральские авиалинии». – До получения лицензии международные грузы, перевозимые авиакомпанией, подлежали процедуре таможенного досмотра при следовании через транзитный пункт, которым при осуществлении перевозок нашей компанией является Екатеринбург. Например, доставляя груз из Праги во Владивосток, заказчик был вынужден растаможивать груз в Екатеринбурге и только потом доставлять его во Владивосток. При этом необходимым условием являлось личное присутствие заказчика или его представителя. Теперь груз напрямую следует до места назначения, не подвергаясь длительной процедуре досмотра и оформления документов в пункте транзита. Такой порядок экономит и время, и деньги клиентов». К слову, такая услуга только за год после получения лицензии помогла компании увеличить объемы грузоперевозок из Европы в Россию более чем на 30%.
Вместе с тем, в Реестре таможенных перевозчиков доминируют не авиационные, а автотранспортные компании, очевидно, что не только в силу их большей численности (70 автомобильных против 9 воздушных). Ну а железнодорожный – только один – ОАО «РЖД». Появятся ли другие? Эксперты склоняются к положительному ответу. «Создание конкурентной среды на железнодорожном транспорте, в том числе путем выделения из ОАО «РЖД» его дочерних структур – акционерных государственных компаний, занимающихся оказанием транспортных услуг, является одним из ключевых элементов второго этапа реформирования железнодорожного транспорта, и его еще предстоит реализовать», – отметил в беседе с «Транспортом» Довран Гарагозов.
Пока недооценен
Таким образом, пока вопрос о появлении других железнодорожных перевозчиков, помимо ОАО «РЖД», остается открытым, логистика таможенного перевозчика является заведомо автомобильной «нишей». Причем, основной спрос на статус таможенного перевозчика будут генерировать компании, которые ориентируются на рынок мультимодальных и/или транзитных перевозок. Особенно если речь идет о таком перспективном грузопотоке как контейнерный.
«Главным преимуществом получения этого статуса является возможность дополнить состав предоставляемых услуг, вывести компанию в новый сегмент рынка, еще не столь насыщенный, – говорит Виталий Архипов из «Альбатрос Карго». – Как известно, выход в новый сегмент при должной подготовке приносит увеличение объема перевозок, что в свою очередь повышает общую рентабельность бизнеса. Кроме того, многие компании недооценивают важность универсальности и полноты предоставляемого сервиса. Мы отмечаем, что на рынке стремительно повышается спрос на услуги логистических компаний, способных выполнить комплексные задачи, вплоть до самых сложных. Компании, нацеленные на конкретный сегмент рынка, могут быть весьма профессиональны, однако у любого клиента всегда есть целый ряд разнообразных задач, и сотрудничать с большим количеством логистических партнеров в последнее время многие считают нецелесообразным».
«Несомненно, возможность перевозить груз между таможнями, используя статус таможенного перевозчика – это преимущество для экспедиторской компании, – рассказывает Андрей Савельев из «Гринвэй». – Многие клиенты хотят получить нерастаможенный груз в Москве, но сам груз доставляется в страну морским путем. Следовательно, он попадает в порт Санкт-Петербург, откуда в Москву груз может перевезти только компания со статусом таможенного перевозчика». Тем не менее, в своей деятельности ХК «Гринвэй» старается большую часть грузов оформлять в Санкт-Петербурге на Балтийской таможне. Автопарк компании таможенного перевозчика полностью загружен заявками постоянных клиентов ХК «Гринвэй». «К сожалению, мы не можем на свое усмотрение менять состав этого автопарка, таково требование ФТС», – говорит генеральный директор компании.
В то же время, судя по минимальному количеству прецедентов, преимущества работы в этой нише железнодорожными операторскими компаниями пока недооценены. В качестве исключения здесь можно назвать «ТрансКонтейнер», дочернее общество РЖД, руководство которого еще в апреле объявляло о планах войти в Реестр таможенных перевозчиков автомобильным транспортом. В компании уверены, что спрос от пользователей услуг железнодорожного транспорта на подобный сервис есть.
Однако, здесь для «ТрансКонтейнера» есть сложности, связанные с реорганизацией структуры монополии. «В соответствии с ТК РФ, лицо, подающее документы на вхождение в Реестр таможенных перевозчиков должно иметь стаж работы два года в качестве простого перевозчика, – поясняет начальник отдела взаимодействия с таможней ОАО «ТрансКонтейнер» Валентин Крылов. – На сегодняшний день у «ТрансКонтейнера» такого стажа работы нет (в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта компания работает с 1 марта 2006 года), и обращение в ФТС по поводу включения в Реестр в порядке исключения к положительному результату не привели. Хотя мы все-таки не просто вновь образовавшаяся коммерческая организация, а давно работаем – в качестве структуры ОАО «РЖД». В ФТС нам отказали, сославшись на то, что оснований для исключения они не видят». Таким образом, «ТрансКонтейнер» планирует вновь подавать документы, но произойдет это не раньше марта 2008 года.
«На сегодняшний день, когда клиент обращается к нам с просьбой перевезти груз, к примеру, на таможенный терминал, где нет железнодорожной станции, из-за отсутствия у «ТрансКонтейнера» статуса таможенного перевозчика мы не можем оказать услугу по сквозному предоставлению сервиса, – рассказывает Крылов. – Мы можем довести груз до станции, там товар будет помещен под процедуру ВТТ (с внесением обеспечения перед таможенными органами), доставлен на терминал, указанный клиентом. Сегодня в таких случаях клиенту приходится привлекать стороннюю организацию, что бывает не всегда удобно. Намного проще иметь дело с одним перевозчиком, который предоставлял бы сервис и по железной дороге, и автомобильным транспортом».
Особенно это бьет по конкурентоспособности железнодорожного сервиса на «коротких плечах». В этом случае, комбинированная перевозка теряет в коммерческой привлекательности. Взять, к примеру, маршрут Финляндия – Москва. «Клиент платит за основную перевозку – железнодорожным транспортом, а потом дополнительно нанимает перевозчика по Московской области, что, в конечном итоге, складывается в сумму, большую, чем та, в которую бы ему обошлась просто доставка автомобильным транспортом, который сразу доставит груз непосредственно на терминал», – говорит Крылов. – В результате, многие клиенты с большим желанием пользуются услугами автоперевозчиков, не смотря на многокилометровые очереди на границах. Или же клиенту приходится совершать таможенную очистку на станции, куда груз прибыл, что тоже бывает не всегда удобно. Причем, по разным причинам. У него может быть собственный таможенный терминал, расположенный не на железнодорожной станции, либо он давно работает с определенным таможенным постом, где доказал свою добропорядочность, а в новом месте ему свою порядочность приходится доказывать заново. Все эти нюансы вкупе опять-таки не способствует привлекательности сервиса».
Остальные российские железнодорожные контейнерные операторы, по информации «Транспорта», на нишу автомобильной и таможенной логистики пока не претендуют. К примеру, группа компаний «Евросиб» или «Русская Тройка» (СП «РЖД» и «ДВМП»), будучи лидерами российского рынка контейнерных перевозок, собственных автопарков не имеют, и работают с подрядчиками.
Как считают участники рынка, спрос на услуги таможенных перевозчиков в ближайшем будущем будет только возрастать. Логистические компании и их клиенты все чаще склоняются к использованию сложных, но при этом более выгодных схем доставки. Во многих случаях такие схемы подразумевают перемещение грузов под таможенным режимом. Разумеется, клиенту гораздо удобнее и спокойнее иметь дело с компанией, выполняющей всю работу своими собственными силами», – уверен Виталий Архипов из «Альбатрос Карго».
«В перспективе, объем грузов, перевозимых внутри страны таможенными перевозчиками, будет только расти вслед за ростом внешнеторгового оборота страны, – говорит Андрей Савельев из «Гринвэй». – Активно развивается региональная торговля, многие компании стремятся проводить таможенные операции на местах. Все это говорит о перспективе развития бизнеса, связанного с таможенными перевозками грузов внутри России».
Отзыв лицензии
Государство не только выдает, но и имеет право отозвать у компаний свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков. Свидетельство может быть отозвано таможенным органом в случае:
- несоблюдения таможенным перевозчиком хотя бы одного из условий включения в Реестр;
- несоблюдения таможенным перевозчиком обязанности по уплате таможенных платежей, если иностранный товар в таможенный орган назначения не поступил. При этом следует учитывать, что перевозчик не несет ответственности за уплату таможенных платежей, если товары были уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки);
- неоднократного привлечения таможенного перевозчика к административной ответственности за совершение административных правонарушений (в связи с неисполнением им своих обязанностей) в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.11 и 16.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Бокс
Для среднего и малого бизнеса
Своим опытом работы в статусе таможенного перевозчика с «Транспортом» поделился Игорь Джегрий, генеральный директор ОАО «Совтрансавтоэкспедиция» (входит в «Совтрансавто»). Статус таможенного перевозчика компания получила в 1999 году, а перевозками в международном автомобильном сообщении занимается еще с 1970 года. Тогда предприятие было организовано Министерством автомобильного транспорта РСФСР для перевозки грузов из стран Западной Европы по регулярным грузовым линиям «от двери – до двери». Следует отметить, что это направление деятельности компании, превалирует до сих пор. Автотранспорт компании доставляет на таможенную территорию России консолидированные мелкопартионные грузы («сборники»).
«Так как перевозка с применением книжки МДП допускает не более трех мест доставки, а также то, что развоз мелкопартионных грузов на большегрузном автопоезде экономически неэффективен, как правило, весь сборный груз, следующий из-за рубежа, разгружается на одном СВХ, с последующей доставкой до конечных таможен назначения по процедуре ВТТ. Однако, открытие процедуры ВТТ без значительных трудозатрат со стороны грузополучателя возможно только при использовании таможенного перевозчика, – поясняет Джегрий. – Статус таможенного перевозчика позволяет осуществлять данный вид перевозок и иметь в числе своих клиентов не только крупные фирмы и предприятия, но и представителей среднего и малого бизнеса, потенциал которых не позволяет иметь объемы достаточные для комплектных перевозок».