20 февраля 2008 |
«Стратегия» ждёт законов
«Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» должна оказывать непосредственное влияние на реформирование федерального законодательства. Само законодательство должно формироваться данной «Стратегией».
Это утверждение имеет очень внятную и прямую аргументацию: «Стратегия» формирует заказ на привлечение инвестиций в обновление подвижного состава и инфраструктуры, в развитие железнодорожной отрасли страны. Для реализации «Стратегии» потребуются не только собственные средства РЖД, но и значительные государственные инвестиции. Изменения в законодательстве, гарантируя РЖД сохранение статуса публичного перевозчика, собственника подвижного состава и инфраструктуры, должны обеспечить возможность работы холдинга в рыночных условиях.
Необходимо предоставить ОАО «РЖД» и его дочерним структурам, в том числе и создаваемым Первой и Второй грузовым компаниям, возможность работать по рыночным принципам в сфере тарифообразования, управления своим подвижным составом, его ремонта и сервисного обслуживания. «Стратегия развития железнодорожного транспорта» даёт ясные ответы на вопрос, как достичь данных целей. Теперь же требуется и правовое закрепление этой концепции. Для привлечения капитала в развитие железнодорожной отрасли важным шагом является и принятие принципиального решения о выводе на биржу акций дочерних предприятий ОАО «Российские железные дороги».
Отдельно отмечу пассажирские перевозки. Давно уже назрела необходимость законодательного оформления механизмов покрытия издержек РЖД за счёт средств бюджетов различных уровней. Особое внимание нужно уделить компенсации по тарифам на пассажирские перевозки в сообщении с Калининградской областью и отдалёнными регионами страны. Обеспечение таких перевозок в объёме, который необходим гражданам, – это прежде всего государственная задача. «Стратегия 2030» определяет технологические пути её решения. Но для достижения цели не обойтись и без принятия соответствующих нормативно-правовых решений, и это уже является непосредственной обязанностью соответствующих государственных органов.
Что касается развития конкуренции в сфере грузовых перевозок, то здесь первоочередная задача с точки зрения законодательного сопровождения – чёткое разделение собственно операторского бизнеса от управления объектами инфраструктуры. Кроме того, необходимо стимулировать активность всех участников рынка, законодательно обозначать параметры качества предоставляемых ими услуг и создания условий, в которых железнодорожный транспорт мог бы повышать свою привлекательность для грузовладельцев.
Сейчас здесь наблюдаются определённые пробелы: например, на уровне нормативно-правовых документов понятие «качество транспортной услуги» пока вообще не сформировано.
Важнейшей задачей, стоящей перед российскими государственными органами, является и создание правовых условий, стимулирующих инвестиции из всех источников в развитие железнодорожной инфраструктуры.
Нужно чёткое определение того, как может ОАО «РЖД» работать в условиях применения механизмов государственно-частного партнёрства, каким будет финансирование со стороны государства развития железнодорожной инфраструктуры. Все эти вопросы являются принципиальными для развития наших железных дорог, и ответ на них должен быть дан уже в ближайшее время органами законодательной власти.
|