16 июня 2008 |
Помехи инвестициямРеформа железнодорожного транспорта предполагает использование частного капитала в финансировании инфраструктурных проектов. Действовавшее до недавнего времени законодательство не содержало ограничений на инвестиции иностранных компаний в строительство железных дорог.
Но с момента принятия и вступления в силу федерального закона «Об ограничении иностранных инвестиций в стратегические отрасли» зарубежные инвесторы должны принимать во внимание его положения. Железнодорожная отрасль, несомненно, относится именно к стратегическим активам. Именно поэтому федеральный закон «О железнодорожном транспорте» относит пути общего пользования к объектам исключительной государственной собственности. Принятый закон может в некоторой степени повлиять на реализацию прорабатываемых в настоящее время проектов, потому что необходимо будет дополнительно проанализировать, не подпадают ли они под действие этого закона в части ограничения иностранных инвестиций.
Пока иностранных претендентов на финансирование железнодорожных проектов не появилось, вместе с тем такие варианты рассматривались. Например, при организации высокоскоростного движения по маршруту Москва – Санкт-Петербург в качестве одного из потенциальных инвесторов рассматривается концерн Siemens, а к возможности реконструкции под скоростное движение линии Санкт-Петербург – Хельсинки присматривается Alstom. Есть ряд других проектов в сфере государственно-частного партнёрства, где возможно участие иностранных инвесторов. Они могут становиться акционерами уже созданных корпораций развития или других создаваемых компаний. Здесь речь идёт об участии в проектировании и строительстве новых объектов.
Другим вариантом может быть также участие инвестора в проекте с применением концессионных механизмов. Он активно рассматривается в автодорожном сегменте, где иностранцами создаются специальные проектные компании, являющиеся резидентами Российской Федерации, для участия в концессионных конкурсах. При этом следует отметить, что данный сценарий в железнодорожном сегменте не применяется, но он возможен при должной проработке.
И один из наиболее интересных вариантов – это создание совместного предприятия с ОАО «РЖД», например, для организации высокоскоростного движения. И здесь следует отметить, что в новом законе недостаточно чётко сформулированы положения, которые ограничивают участие иностранных инвесторов. Таким образом, непонятно, относится ли скоростной железнодорожный транспорт к естественной монополии.
Необходимо более чётко прорабатывать все эти положения с точки зрения ограничений на участие иностранных инвесторов. Ведь любая неопределённость в этом вопросе может негативно сказаться на привлечении зарубежных капиталов в этот сегмент рынка. |