Аналитика Публикации

11
августа
2008

Без гарантий электростанцию не построить!

Источник:: Нефтегазовая вертикаль № 13


Коллектив авторов, VEGAS LEX

В России сейчас рыночная экономика. По крайней мере, так официально провозглашено. А это значит, что частный инвестор не только должен «отбить» вложения, но и получить как минимум удобоваримую прибыль.

Первое логичное следствие – куда попало инвестор деньги не вложит. Он вначале детально проанализирует окупаемость проекта, а это в свою очередь ставит под вопрос реализацию многих насущных для государства инвестпроектов. 

Именно такая ситуация сложилась в электроэнергетике. Нужно строить электростанции, но риски велики, и некоторые проекты непривлекательны для частных инвесторов. Не загонять же силой частный капитал в рискованные предприятия! Это, во-первых, не рыночно, а, во-вторых, все советские идеологи, способные на «строительство БАМа», уже канули в Лету. 

Помочь разрешению сложившейся ситуации должен Механизм гарантирования инвестиций в строительство объектов по производству электроэнергии. С целью реализации МГИ была разработана нормативная база, отобраны «проблемные» площадки и определена необходимая мощность электростанций. Таких площадок всего шесть, и по трем из них с 2007 года уже проходят конкурсы. 

Конечно, выводы делать рано, но уже сейчас налицо рост заинтересованности инвесторов в проектах с гарантиями возврата вложенных средств. Если механизм себя оправдает, то выиграет не только частный капитал, но и государство, разделившее с ним риски и получившее взамен решение проблемы дефицита генерирующих мощностей. 

Нана Суладзе

Руководитель Департамента по проектам в энергетической отрасли юридической фирмы «Вегас-Лекс» 

Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики утверждена Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2008 года №215-р. Основная ее цель – обеспечение бесперебойного энергоснабжения потребителей и удовлетворение потребностей экономики страны в электрической и тепловой энергии, что невозможно без преодоления дефицита генерирующих мощностей. 

Способствовать устранению дефицита мощностей должен Механизм гарантирования инвестиций (МГИ) при финансировании строительства объектов по производству электрической энергии. МГИ был утвержден Правительством РФ 7 декабря 2005 года (см. «Правовая основа МГИ», п.1), однако реальное его использование началось только в 2007 году. По замыслу разработчиков, МГИ будет применяться в зонах, где трудно привлечь инвесторов без дополнительных гарантий возврата вложенных средств (см. «Утвержденный перечень площадок для строительства генерирующих объектов»). Всего с использованием МГИ планируется ввести в эксплуатацию генерирующих объектов суммарной мощностью 5000МВт. 

Привлечь по принципу 

Правилами (см. «Правовая основа МГИ», п.2) заложен ряд важных принципов привлечения инвестиций в строительство генерирующих объектов на условиях МГИ. Во-первых, прогнозирование уровня дефицита электрогенерирующих мощностей и определение потребностей в строительстве объектов будут носить плановый характер.

Во-вторых, МГИ обеспечивает возврат и необходимую доходность инвестированного капитала, гарантируя инвестору компенсацию расходов на строительство генерирующего объекта. В-третьих, МГИ устанавливает конкурсный характер отбора инвестиционных проектов, отдавая предпочтение строительству генерирующих объектов, осуществляющих производство электрической энергии с использованием новейших технологий. 

Наконец, применение МГИ ограничено по срокам, объему мощностей и количеству мест размещения вводимых в эксплуатацию генерирующих объектов (см. «Утвержденный перечень площадок для строительства генерирующих объектов»). 

Конкурс кошельков 

Выбор инвесторов для строительства генерирующих объектов происходит в соответствии с Правилами (см. «Правовая основа МГИ», п.3). Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго) проводит конкурс инвестиционных проектов по строительству генерирующего объекта на предварительно выбранной площадке, с заданными параметрами мощности и с установленным сроком ввода в эксплуатацию. 

К участию в конкурсе допускаются любые российские и иностранные субъекты предпринимательской деятельности. Министерство энергетики формирует конкурсную комиссию из представителей Минэнерго РФ, Минэкономразвития РФ, ФАС РФ, ФСТ РФ численностью 5-11 человек. Организатор конкурса и конкурсная комиссия вправе привлечь экспертов на любом этапе с целью сопровождения конкурса и обеспечения обоснованного принятия решений. 

На первом этапе осуществляется оценка участников на соответствие предварительным квалификационным требованиям, приведенным в закрытом перечне. Рассматривается финансовая устойчивость компании на основе требований к уставному капиталу, соотношения общих и заемных средств, и основных финансовых показателей за 3 предшествующих года. В конкурсной документации может быть установлен факультативный перечень документов, предоставляемых участником по его желанию. 

На втором этапе осуществляется выбор инвестиционного проекта, состоящего из технического предложения в отношении характеристик и порядка строительства генерирующего объекта. В состав инвестпроекта входит также финансовое предложение, устанавливающее величину ежегодной платы за оказание услуг по формированию перспективного технологического резерва и предлагаемую формулу расчета тарифа на электрическую энергию, если в качестве основного топлива используется газ. Если планируется использование иных видов топлива (угля, мазута, гидроресурсов, ядерного топлива), то участник вносит предложение о размере тарифа на электрическую энергию. 

Мощность генерирующего объекта не может быть ниже установленной для участников оптового рынка электроэнергии (25 МВт), так как с момента ввода объекта в эксплуатацию исполнитель инвестпроекта получает статус субъекта оптового рынка.

Среди инвестиционных проектов, удовлетворяющих условиям конкурса, отбирается проект с наименьшей стоимостью. При этом стоимость проекта определяется в результате деления прогнозной валовой выручки от оказания услуг по формированию перспективного технологического резерва и продажи электрической энергии на величину прогнозного совокупного объема произведенной электрической энергии, рассчитанного на срок оплаты услуг по формированию перспективного технологического резерва с учетом определенной условиями конкурса ставки дисконтирования. 

Порядок расчетов 

По итогам конкурса Инвестор, «СО ЕЭС» и Минэнерго заключают трехсторонний договор об оказании услуг по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии. Проект Договора – неотъемлемая часть конкурсной документации. В силу гражданско-правовой природы Договора, окончательный вариант стороны разрабатывают совместно, что позволяет инвестору учесть в договоре принципиальные для него вопросы. 

Договор определяет обязательства сторон. Так, инвестор обязуется осуществить строительство и ввод в эксплуатацию объекта в течение установленного срока, а «СО ЕЭС» – компенсировать инвестору его расходы на строительство в течение определенного Договором срока, но не ранее ввода генерирующего объекта в эксплуатацию.

Строительство каждого генерирующего объекта на условиях МГИ становится предметом отдельного инвестиционного проекта, при этом его реализация осуществляется инвестором за счет собственных или привлеченных средств. Возврат средств реализован в форме платы за услуги по формированию перспективного технологического резерва, осуществляемой до окончания срока действия Договора. Оплата услуг и возмещение исполнителю затрат в сфере электроэнергетики, размер которых не зависит от объема производства, потребления и поставки электрической энергии, осуществляются также на основании Договора. 

Оплата услуг производится с учетом фактического выполнения исполнителем инвестпроекта обязательств по поддержанию генерирующих объектов в состоянии готовности к выработке электрической энергии в течение всего периода времени, определенного Договором. При этом учитываются порядок и условия планирования и ведения Системным оператором электроэнергетических режимов Единой энергосистемы России, вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электроэнергетики, а также работы оптового рынка электрической энергии. 

В случае неисполнения возложенных обязательств, причитающаяся исполнителю инвестпроекта плата за услуги уменьшается пропорционально разнице между периодом, определенным условиями Договора, и фактическим периодом готовности генерирующего объекта к производству электроэнергии. При этом для расчета размера платы в часы максимума нагрузок применяется штрафной коэффициент, установленный правилами проведения конкурсов. 

Таким образом, МГИ гарантирует возврат вложений инвестора, но после завершения строительства объекта. Фактически, после ввода объекта в эксплуатацию в установленный Договором срок инвестору компенсируется разница между сложившейся на рынке ценой электроэнергии и ценой, необходимой для окупаемости проекта. Требуемые же для этого средства включаются в тариф Системного оператора в виде дополнительной платы за мощность. 

Первый опыт 

В настоящее время объявлены конкурсы по трем площадкам: в районе подстанции Тарко-Сале Тюменской энергосистемы мощностью 1000-1200МВт, в районе Уренгойской ГРЭС в Ямало-Ненецком автономном округе мощностью 1000-1200МВт и в районе Серовской ГРЭС в Свердловской области мощностью 600-660МВт. На условиях МГИ планируется привлечь 141 млрд руб. инвестиций и обеспечить ввод новых мощностей в 2010-2013 годах. 

В октябре 2007 года состоялся первый этап конкурса на строительство подстанции в Тарко-Сале, по итогам которого во второй тур вышли «РН-Пурнефтегаз», «Северная энергетическая компания», «Сибур-Тюмень-Газ» и ОГК-3. Участники конкурса должны до 7 апреля 2008 года представить инвестиционные проекты, а победитель будет объявлен не позднее 3 июня 2008 года. 

После объявления победителя появится возможность подвести первые итоги реализации МГИ, но уже сейчас можно констатировать интерес инвесторов к проектам, где государством предоставлена возможность использования МГИ как способа снижения рисков. В настоящее время профильные ведомства рассматривают возможность распространения МГИ и на сетевой комплекс, но, если соответствующее решение будет принято, возникнет необходимость внесения изменения в нормативную базу, а это – достаточно длительный процесс.

ВОХ1

Правовая основа МГИ

1) Постановление Правительства РФ от 07.12.2005г. №738 «О порядке формирования источника средств на оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей по производству электрической энергии и финансирования объектов по производству электрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности» 

2) Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 28.06.2006г. №136 «Об утверждении правил определения величины необходимой установленной генерирующей мощности генерирующих объектов, вводимых в эксплуатацию по результатам конкурса инвестиционных проектов на формирование перспективного технологического резерва мощностей, а также территориального расположения указанных генерирующих объектов, сроков их создания и ввода в эксплуатацию» 

3) Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 29.06.2006г. №137 «Об утверждении правил проведения конкурсов инвестиционных проектов на формирование перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии»

 

ВОХ2

Утвержденный перечень площадок для строительства генерирующих объектов

 

Утвержденный перечень площадок для строительства генерирующих объектов

Место ввода (энергосистема, энергорайон)

Мощность, МВт

Территориальное расположение объектов

Тюменская энергосистема,

Северный энергорайон

200

Уренгойская ГРЭС

Тюменская энергосистема

600

Р-он ПС 500 кВ Тарко-Сале

Тульская энергосистема

400

Щекинская ГРЭС

Свердловская энергосистема

Серовско-Богословский узел

600

Серовская ГРЭС

Кузбасская энергосистема, Южный энергорайон

600

Кузнецкая ТЭЦ

Томская энергосистема

450

Томская ТЭЦ-3


Связанные услуги

Связанные отрасли

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение