21 ноября 2008 |
Нерыночные стратегии повышения стоимости бизнеса: взаимодействие с регуляторамиИсточник: Журнал "Корпоративный юрист" В последние годы количество законов и нормативно-правовых актов в сфере регулирования предпринимательской деятельности постоянно растет, причем эта тенденция сохранится еще продолжительное время. Автор на конкретных примерах показывает, какие новые возможности несет этот процесс для различных индустрий отечественного бизнеса.
В отличие от конца 1990-х гг., сейчас предприниматели стали менее резко высказываться об уровне госрегулирования в бизнесе (ранее, по их мнению, непомерно высоком). При этом стоит иметь в виду, что в настоящее время в нашей стране происходит восполнение недостаточности регулирования различных сфер предпринимательской деятельности, а количество законов, нормативных актов и иных регулятивных документов только за последние годы выросло в несколько раз. Государство весьма инициативно в этой сфере, и справедливости ради стоит признать, что современное качество нормотворчества, на взгляд профессионалов, на порядок выше, чем даже пару лет назад.
Судя по логике развития отечественного законодательства, существенное наращивание нормативной базы в экономической сфере станет значимым трендом на ближайшие годы. Опираясь на анализ текущего прироста соответствующей нормативной базы, можно сделать вывод о том, что эти процессы будут находиться в активной фазе еще лет десять, а точнее — до того момента, пока уровень процедурной детализации деятельности отдельных бизнесов не достигнет среднемировых показателей, присущих развивающимся рынкам.
Кроме того, важно помнить о том, что созданием и внедрением новых правил регулятивная деятельность государства не ограничится: последуют корректировки, изменения и уточнения уже закрепленных норм. И каждое из этих действий будет представлять новые возможности для различных индустрии отечественного бизнеса. При этом изменение (во многом путем детализации) правил игры на различных рынках будет постоянным процессом на ближайшие годы.
Основной принцип
На основании имеющегося опыта, да и просто здравого смысла можно сделать вывод о том, что при любом затрагивающем бизнес действии государства всегда найдутся как выигравшие, так и проигравшие. Степень и характер влияния, которое оказывает то или иное решение государства на рыночные позиции конкретной компании, зависят от того, насколько сама компания использовала существующие легальные механизмы для формирования позиции.
Понятно, что позиция государства ни по одному вопросу не возникает из некоего «абсолютного вакуума». В основе любой активности регулятора лежат государственные либо частные интересы, которые и формируют «повестку дня». Безусловно, наличие прямого государственного интереса — наименее управляемая со стороны бизнеса материя. Если какое-либо мнение уже имеется в программе действий государства по конкретном} рынку, то очевидно, что пытаться ему противостоять — во многом бесперспективная задача. Такое положение в первую очередь обусловлено тем, что значительное количество регуляторов вычленит из этой программы или плана свою сферу ответственности и начнет предпринимать в соответствующих рамках конкретные шаги. При этом одна большая задача распадается на значительное количество более мелких. В принципе, и в таком случае можно добиться учета интересов конкретной индустрии, но это потребует от заинтересованных сторон значительной мобилизации различных ресурсов, прежде всего кадровых и финансовых.
Позиция государства ни по одному вопросу не возникает из некоего «абсолютного вакуума». В основе любой активности регулятора лежат государственные либо частные интересы, которые и формируют «повестку дня». Безусловно, наличие прямого государственного интереса - наименее управляемая со стороны. Вместе с тем зачастую гораздо проще и эффективней участвовать в формировании «повестки дня», добиваясь учета интересов своего рынка в первоначальном документе, определяющем деятельность регуляторов в той или иной сфере. И только в случае, если но не удалось, заниматься отстаиванием интересов уже на уровне череды нормативных актов, фактически расщепляющих генеральное мнение государства на составные части.
Приведем показательный пример из отечественной практики, который был особо актуален еще пару лет назад. До недавних пор «дочки» РАО «ЕЭС» не были разделены по видам бизнеса: в каждом регионе существовала одна энергетическая компания, которая производила, транспортировала и продавала электроэнергию. В нашей стране все эти виды деятельности относятся к тарифицируемым, на них ежегодно устанавливались государственные цены (так было и тогда, и сейчас). Для любой энергокомпании установленный тариф является вопросом номер один: их доходы во многом основаны не на том, какова реальная экономическая эффективность их деятельности, а на том, что думает регулятор об их экономической эффективности. В данном случае регуляторами выступают региональные службы и федеральная служба по тарифам (РСТ и ФСТ). При этом ФСТ ежегодно вводит минимальный и максимальный коэффициент (фактически это проценты прироста) увеличения тарифа в энергетике, а РСТ взаимодействует с конкретной энергокомпанией в своем регионе и устанавливает увеличение тарифа на будущий год в рамках предусмотренного «коридора». Стоит отметить, что для любой энергокомпании цена вопроса — это десятки, а то и сотни миллионов рублей по каждому процентному пункту. Между тем процедура расчетов в РСТ весьма и весьма непрозрачна, к тому же в подавляющем большинстве случаев они устанавливали энергокомпаниям увеличение тарифа по нижнему уровню (судя по их традиционному настрою, если бы имели полномочия, то снижали бы его из года в год). В результате ежегодно возникало огромное количество конфликтов: различные обжалования в арбитражных судах решений РСТ, административные жалобы в ФСТ, снова судебные иски, но уже против РСТ и ФСТ вместе. При этом стоит констатировать низкую результативность подобных оспариваний: обычно они длятся годами и ни к чему не приводят.
Однако при более пристальном рассмотрении можно заметить, что природа подобных конфликтов заложена в самой философии существования ФСТ. Ведь ключевая задача данной службы — осуществлять государственное регулирование цен на соответствующем рынке. Но, как известно, никакое регулирование не осуществляется ради самого процесса регулирования. Экономические власти нашей страны много говорят о сдерживании инфляции (рост которой во многом обусловлен ростом тарифов естественных монополий, в том числе и энергетики) как об одном из своих важнейших приоритетов. Таким образом, можно предположить, что ФСТ имеет самое прямое отношение к реализации этой государственной задачи. И тогда не составит труда прийти к пониманию того, что предельно допустимый (минимальный и максимальный) рост тарифов определяется не фактическими расчетами потребностей, предоставляемыми энергокомпаниями, а исключительно опасениями властей вызвать существенный виток инфляции в том или ином регионе. Простой анализ показывает, что устанавливаемые в последние годы ФСТ пределы роста тарифов напрямую коррелируют с информацией Минэкономразвития России о том, в каком размере возможно безболезненно для инфляции повысить тарифы в стране в целом и различных регионах, в частности.
Получается, что энергокомпаниям стоило бы сосредоточить свои усилия не на том, чтобы в конце каждого года убеждать РСТ в обоснованности своих претензий на конкретный тариф, а на том, чтобы в середине года подвести профильных чиновников Минэкономразвития России к мысли о возможности соответствующего увеличения тарифа в данном регионе без инфляционных рисков. В этом случае энергокомпании смогли бы получить повышенный минимальный порог увеличения тарифа, спускаемый из ФСТ в РСТ, что автоматически означало бы гарантированное повышение тарифа на несколько процентных пунктов (весьма значительный даже для энергетиков финансовый эффект). Кроме того, заниматься этим вопросом пришлось бы в более спокойном временном режиме.
При всей очевидной простоте и эффективности подобных действий, существенной экономии ресурсов (временных, людских, финансовых) и наглядности экономических результатов всего лишь несколько компаний за последние годы действовали (и вполне успешно) именно таким образом. Между тем их коллеги из соседних регионов продолжали осаждать РСТ в конце каждого года.
Возможно, здесь имеет место психологический фактор: многие отечественные бизнесмены предпочитают верить в возможность существования итогового и окончательного решения, будь то суд или государственный орган. Однако, как показывает практика, столь узкое мнение имеет свои существенные недостатки. Подобное «окончательное» решение либо невозможно, либо формируется на фундаменте зна-чительного количества промежуточных результатов. В связи с этим вспоминается профессор Преображенский из «Собачьего сердца», которого от внимания новых соседей не спасла полученная им бумага из высокого кабинета, хотя это был такой документ, что ни один Швондер после этого не должен был посметь даже приблизиться к профессорской квартире.
Регуляторы и бизнес: структурные решения
На настоящий момент можно констатировать наличие вектора в деятельности подавляющего большинства регуляторов и госаппарата в целом, который характеризуется отходом от индивидуальных решений в пользу структурных.
Сегодня достаточно примеров того, как компании одного вида бизнеса, объединившись, могут существенно повлиять на позицию властей. Но при этом принципиально то. что это позиция, отражающая мнение всех участников соответствующего рынка или крупной группы серьезных его игроков. Именно этот тренд на структурность принимаемых решений является одновременно и положительным, и отрицательным фактором.
Структурные преобразования не могут быть проведены одномоментно, между различными пластами нормативного регулирования бизнеса будут возникать противоречия, основанные на непропорциональном развитии и на несогласованности действий различных госорганов. Потому компании, которые не будут выражать инициативу в представлении своих интересов, потенциально могут оказаться заложниками ситуации. Для тех же, которые будут проводить в жизнь более активную позицию, тяга к структурности раскрывает «окно» в мир возможностей, так как потребность государственных органов в качественной экспертизе и адекватной информации существенно возрастает.
В современных условиях компания, которая не участвует или не пытается участвовать в регулятивных изменениях, очень скоро окажется в уязвимом положении на рынке, поскольку инициатором различных изменений станет ее конкурент.
Юридическая детализация и проработка
Сегодняшнее состояние отечественного госуправления предоставляет бизнесу весьма значительные возможности по отстаиванию собственных интересов. Безусловно, речь идет только о легальных действиях, которые к тому же могут считаться допустимыми и с этической точки зрения.
Существует определенная методология достижения искомого результата. Для внесения в государственные органы своих предложений по тем или иным насущным вопросам необходимо иметь на руках результаты подробного юридического анализа текущей ситуации и детализацию того, к каким правовым последствиям приведут предлагаемые изменения. Кроме того, и само выносимое на обсуждение решение должно содержать доскональную юридическую квалификацию основной идеи и описание всех сопутствующих правовых рисков с указанием путей их минимизации. Личный опыт позволяет нам сделать вывод о том, что представления об эффективном порядке взаимодействия у бизнесменов и чиновников существенно расходятся. К тому же последние в отсутствие детального анализа конкретных предложений могут просто не понять, насколько сильно придется менять действующую правовую среду в целях их реализации.
Важно также учитывать технику согласования действий и документов между различными госорганами, в результате использования которой первоначально задуманный вариант может претерпеть существенные изменения. Поэтому идея вносимого предложения должна быть сформулирована таким образом, чтобы допускалась возможность ее корректировки. Другими словами, всегда необходимо иметь план «Б».
В подтверждение изложенного можно указать на отмечаемый многими наблюдателями факт перераспределения полномочий внутри крупных корпораций. В наиболее продвинутых из них произошло переподчинение подразделений по СК (^оуегптепг ге1а-йопз) вице-президентам, курирующим правовую работу. Безусловно, наличие постоянных коммуникаций с госаппаратом по-прежнему необходимо: это позволяет держать руку на пульсе происходящего. Но поскольку в настоящий момент адекватное взаимоотношение с госорганами строится помимо прочего и на детальной юридической проработке предложений, подобные действия отечественных бизнесменов в некоторых случаях представляются вполне оправданными.
Общественный интерес
При оценке того или иного предложения регуляторы и государственные органы обязательно будут обращать внимание на то, насколько конкретная идея соответствует общественным интересам, под которыми может подразумеваться интерес индустрии в целом или общественности как таковой. Для того чтобы продемонстрировать наличие определенного общественного интереса, представителям госорганов необходимо решить вопрос не только о качественной юридической проработке позиции, но и о площадке взаимодействия. Здесь существует весьма действенная и обладающая рядом неоспоримых преимуществ возможность использовать различные бизнес-ассоциации по их прямому назначению (РСПП, ТПП, «Деловая Россия», отраслевые объединения). Преимущества такого сотрудничества заключаются в том, что, во-первых, представители госаппарата очень опасаются подозрений в ангажированности от своих же коллег по цеху; во-вторых, подобные действия общественной организации уже свидетельствуют о наличии определенного общественного интереса, в-третьих, предложения некоммерческой организации могут быть изложены в более острых формулировках, что всегда повышает внимание к содержанию. В результате компания-инициатор может более свободно излагать свое мнение и обозначать потребности, акцентируя внимание на самых важных аспектах (компания вряд ли смогла бы себе это позволить, действуй она напрямую).
Однако этот путь имеет и ряд серьезных недостатков. Прежде всего, многие некоммерческие предпринимательские организации, в том числе и крупные, имеют постоянную потребность в демонстрировании активности. Это может стать причиной существенного увеличения издержек компании - инициатора изменении: она может столкнуться с необходимостью организации в рамках ассоциации каких-либо слушаний, круглых столов, обсуждений и прочих довольно формальных действий. Кроме того, предпринимательские ассоциации прекрасно осознают формальный характер свого участия в подаче идеи регуляторам - они вряд ли согласятся на го, чтобы направить серьезное обращение в госорганы, основываясь лишь на позиции одной компании. Скорее всею, они хотят обсудить существо вносимого предложения с другими участниками соответствующей индустрии, т.е. с конкурентами компании-инициатора, что, безусловно, ухудшит управляемость ее инициатив. Конкуренты непременно подвергнут предложение жесткой критике в том случае, если оно будет носить дискриминационный характер. Но даже если этого не произойдет, инициатору изменений придется приложить большие усилия для того, чтобы взаимодействие с госорганами по поводу выдвинутых им же идей было поручено именно его предателям. Как показывает практика, при всех преимуществах использования общественных бизнес-объединений иногда более перспективным представляется прямое общение с государственными регуляторами.
|