1 октября 2009 |
Кодификация транспортного кодекса
Министерство транспорта РФ поручило Адвокатскому бюро «Вегас-Лекс» разработать предложения по созданию Единого транспортного кодекса Российской федерации.
Нормотворческий опыт «Вегас-Лекс» включает разработку предложений по гармонизации законодательства в сфере транспорта, инфраструктурных облигаций, антимонопольной политики; разработку правовых основ реформирования системы управления внутренними водными путями, концепций и основных положений законодательства о концессиях, транзите, Олимпийских играх и т.д.
О том, как будет организована работа над проектом Транспортного кодекса и что она подразумевает – в интервью с Управляющим партнером фирмы «Вегас-Лекс» Альбертом Еганяном.
1. Альберт Суренович, в связи с чем, по Вашему мнению, Минтранс вышел с инициативой разработки данного кодекса? И каковы стоящие перед Вами задачи по его разработке?
- Мы считаем, что руководство министерства и его специалисты вполне своевременно подняли данный вопрос, поскольку в настоящее время регулирование правоотношений в сфере транспорта осуществляется через конгломерат принятых в разное время многочисленных нормативных актов: транспортных кодексов, уставов, отдельных федеральных законов, подзаконных актов. Каждый из них регулирует свой достаточно узкий круг вопросов, касающихся, например, морского судоходства или деятельности морских портов. Назрела необходимость систематизировать все нормы, регулирующие правоотношения в сфере транспорта, устранить правовые коллизии, сформировать одинаковые и прозрачные правила игры, сохранив, конечно, специфику каждой отрасли транспорта. Наша задача состояла в том, чтобы исследовать все возможные модели систематизации права, ознакомиться с международным опытом и разобраться в том, является ли кодификация действительно оптимальным инструментом для подобных действий, учитывая текущее развитие российской транспортной индустрии и новейшие европейские подходы к изучению этой проблематики. Фактически стоит вопрос следующий: является ли кодификация оптимальным путем для развития законодательства в транспортной сфере или же необходимо оставить все, как есть сейчас, и попытаться совершенствовать отдельные нормативные акты, а, может быть, существует какой-то третий путь. Мы исследовали проблему того, как кодификация позволит обеспечить развитие транспортной отрасли, реализовать цели Транспортной стратегии России. Конечно, была необходима уверенность в том, что проект по созданию Транспортного кодекса реализуем с точки зрения нормотворческой техники.
2. Каковы пути, с Вашей точки зрения, приведения законодательства в области транспорта к единым нормам и согласованным положениям? Какие разделы, виды документации могут быть в связи с этим унифицированы, что должно остаться неизменным?
- На наш взгляд, необходимо придать единообразие правовому статусу всех объектов транспортной инфраструктуры, обеспечив единые правила взаимодействия государства и бизнеса по развитию транспортной системы. Необходимо унифицировать документооборот по всем видам транспорта, создав условия для развития мультимодальных и интермодальных перевозок. Одна из ключевых целей – минимизировать объем бумажной работы всех, кто связан с транспортом. Неизменными должны остаться приоритеты по обеспечению транспортной безопасности, ответственность перевозчиков перед пассажирами и грузовладельцами, международные обязательства России в сфере транспорта.
3. Могли бы Вы на примере железнодорожного и морского транспорта, взаимодействующих в портовых транспортных узлах, проиллюстрировать, каким может быть транспортный кодекс, чтобы он удовлетворял интересам как портовиков, так и железнодорожников, в том числе экономическим интересам?
- Во-первых, морскому порту и подъездным железнодорожным путям к нему, автодорогам и иным инфраструктурным объектам, обеспечивающим работу порта и его связь с национальной транспортной системой, нужен единый оператор. Тогда он может точно рассчитать, как обеспечить оптимальное соотношение мощности портовых терминалов, с одной стороны, и пропускной способности железной и автодороги – с другой, оптимизировать логистику. Кроме того, упорядочение документооборота, например переход на единую электронную транспортную накладную, позволит существенно ускорить оформление груза в пунктах пропуска, сортировку, перегрузку и т.п. Понятно, что если российские порты повысят свою пропускную способность, транспортные потоки, ориентированные сейчас на прибалтийские и финские порты, перераспределятся в сторону России.
4. По линии отдельных видов транспорта совершенствование законодательства продолжается не один год. В частности, все еще продолжается формирование нормативной правовой базы Закона о морских портах в РФ – внесение изменений в Закон о железнодорожном транспорте, в Устав РЖД и т.д., но до согласованности далеко, каждая отрасль лоббирует свои интересы. Каковы перспективы урегулирования разногласий и законодательных несоответствий в данных конкретных отраслях?
- Полагаем, что договориться об общей позиции в процессе кодификации будет, как ни странно, легче, чем при попытках вносить точечные изменения в отдельные законодательные акты. Все стек Наши предложения включают в себя идею о формировании экспертного совета по кодификации транспортного права, в который могут войти все стейкхолдеры. Такой формат позволил бы учесть интересы всех транспортников, делового сообщества и регуляторов, влияющих на транспортные процессы.
5. Какой срок объективно Вы считаете разумным для обсуждения Концепции Транспортного кодекса, его принятия, последующего формирования нормативно-правовой базы ТК, внесения в законодательство всевозможных изменений и дополнений? Не станет ли ТК, как для портовиков Закон о портах, «долгожданным» для следующего поколения транспортников?
- Мы полагаем, что первая, общая часть Транспортного кодекса могла бы вступить в силу уже в 2012 году, а весь кодекс – к осени 2014 года.
6. Что произойдет с отдельными отраслевыми документами и законами, имеющими статус международных? ТК будет подстраиваться под них? Как Ваша компания планирует решать этот вопрос?
- Международные обязательства России нерушимы. По нашему мнению, они могут быть имплементированы в Транспортный кодекс. Следует учесть, что систематизация транспортного права идет и на международном уровне, так что противоречий между международными нормами и российским национальным законодательством, на наш взгляд, не будет.
7. Не отвлечет ли концентрация усилий Вашей компании на разработке столь серьезного документа от других направлений деятельности? Планируете ли Вы прибегнуть к аутсорсингу в исполнении стоящей перед Вами задачи? С какими федеральными ведомствами, общественными организациями, частными компаниями Вы планируете поддерживать тесный контакт для более эффективной работы?
- «Вегас-Лекс» является одной из крупнейших российских юридических фирм, так что нам не грозит паралич из-за того, что мы выделили для работы над этим проектом десять высококлассных экспертов-правоведов только на данном начальном этапе. Но в то же время мы понимаем, что такую масштабную работу невозможно делать усилиями только команды юристов. Ведь необходимо обладать знаниями о нюансах самой транспортной индустрии и экономике транспортных предприятий, быть, так сказать, «настоящим транспортником». И это притом что каждая отрасль в рамках транспортной индустрии – весьма самобытна и имеет множество уникальных особенностей. Наверное, когда Министерство транспорта приступит к написанию непосредственно Транспортного кодекса, в этот процесс под его руководством будут вовлечены весьма значительные круги чиновников, экспертов, предпринимателей. Полагаем, что в таком случае совместными усилиями участники рынка справятся.
|