24 ноября 2005 |
Бес комментариев // Чем опасны журналистыИсточник: Газета "Ведомости"
Желание, чтобы портрет застенчиво и строго смотрел со всех газет, естественно для любого человека, тем более для предпринимателя, которому важно, чтобы его труды оценило общество. Однако общение с журналистами — оружие обоюдоострое, которым при неосторожном обращении можно повредить себе. Иногда сложно понять, кем работает Павел Астахов — адвокатом, телеведущим или светским львом. “В среднем в день на мобильный телефон мне поступает 100-150 звонков, из них до четверти от журналистов”, — говорит он. С таким валом входящих могла бы не справиться телефонистка, но никак не Астахов. Для этого он разработал целую технологию. “Во-первых, я всегда отвечаю предельно кратко и по существу. Во-вторых, часть звонков, когда я не могу на них ответить, перехватывает секретарь”, — рассказывает он. В профессиональном сообществе юристов активная публичность не всегда находит понимание. “Наша работа и интересы клиентов требуют тишины”, — считает Альберт Еганян, управляющий партнер юридической фирмы “Вегас-Лекс”. Однако с точки зрения бизнеса она вполне может быть оправданна: “Публичность владельцев и топ-менеджеров работает на брэнд компании. Астахов безусловно получает дополнительные, но, быть может, не всегда поддающиеся переводу в конкретные цифры дивиденды от своей деятельности”, — считает Юлиана Слащева, президент PR-агентства “Михайлов и партнеры”.
По словам Астахова, его деятельность как телеведущего (он играет роль третейского судьи в программе “Час суда” на телеканале Ren TV) — это не бизнес-проект, а просветительство: “Объяснять механизмы права — это часть моего профессионального долга. Тем более что я трачу на эту передачу всего четыре дня в месяц. За то, что я делаю, меня неоднократно благодарили многие известные люди”. Несмотря на публичность, в его бизнесе — у Астахова собственная коллегия адвокатов — “большую часть занимает работа с серьезными корпоративными клиентами, банками, сотовыми и телекоммуникационными компаниями, металлургами и энергетиками”. Другой популярный бизнесмен — Евгений Чичваркин, cовладелец крупнейшей розничной сети по торговле сотовыми телефонами “Евросеть”, своей открытостью и откровенностью на грани фола задает имидж всей своей компании, которую именно из-за него и его идей воспринимают как молодую и дерзкую, полагает Слащева. “Но нельзя думать, что плохого пиара не бывает. Все хорошо в меру”, — продолжает она. “Идите на хер”, — говорит Чичваркин, едва услышав, что его “беспокоит газета “Ведомости”. Со второго захода он поясняет: “Я не хочу с вами общаться после того, что опубликовала ваша газета”. Напомним, 11 ноября 2005 г. “Ведомости” сообщили, что, по данным аудиторско-консалтинговой компании KPMG, “Евросеть” активно использовала схемы для минимизации налогов. Камера попыток Контакт с представителями средств массовой информации всегда немного напоминает открытие ящика Пандоры, говорит Слащева. Причем из всех журналистов наиболее опасны именно представители телевидения, полагает Марина Мелия, генеральный директор консалтинговой компании “ММ-класс”, эксперт в области менеджмента и управления персоналом. “Однажды меня пригласили в качестве "свежей головы" на популярную телепередачу. Там был гостем один очень известный офтальмолог. Во время записи я высказалась в том духе, что я его очень уважаю как бизнесмена, но не согласна с тем, что и как он делает как человек и профессионал. От моего монолога осталось только то, что я его уважаю, хотя, разумеется, вовсе не это было сутью моего высказывания”, — говорит Мелия. Вероятно, не меньшей болью от общения с журналистами электронных СМИ мог бы поделиться бывший губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков, так и не ставший послом России в Белоруссии, после того как его негативный отклик о президенте Лукашенко показали по телевидению (“Лукашенко не должен дуть щеки”). “Насколько я знаю, сейчас господин Аяцков в кадровом запасе Администрации президента и живет в родном селе, там нет ни стационарной, ни сотовой связи, — говорит Роман Чуйченко, генеральный директор информационного агентства "Росбалт-Поволжье", бывший пресс-секретарь бывшего губернатора. — Однако недавно — к своему юбилею — он давал интервью местным газетчикам, в котором рассказал, что нисколько не жалеет о той ситуации. Хотя, разумеется, его слова про Лукашенко были вырваны из контекста, на самом деле он очень позитивно высказывался про белорусского президента и имел в виду, что с ним будет сложно работать мировой закулисе”. Главное правило при работе с журналистами — понимать, что все вами сказанное может обернуться против вас, говорит Марина Мелия. “Очень часто мы, высказывая свое мнение по тому или иному вопросу, забываем, что беседуем с человеком, конечная цель которого не как можно полнее изложить наше мнение, а создать информационный продукт, в котором мы будем не основным блюдом, а лишь одним из ингредиентов”, — считает она. Звонок другу
Но “вырывание” слов из контекста — это сравнительно небольшой риск, который можно устранить, выстроив с представителями СМИ доверительные отношения, напоминает Еганян. Гораздо больший риск — непроизвольная выдача конфиденциальной информации, ведь “журналист — это тоже профессионал”, говорит он и добавляет, что в их компании таких случаев не было. Похожее было в практике Слащевой, когда при общении с представителями СМИ первые лица компании преждевременно рассказывали или вскользь упоминали о грядущих сделках и это приводило к нежелательным публикациям. “Топ-менеджмент живет в своем мире стратегического мышления. То, что является новостью для рынка, для руководителей высшего звена может быть уже свершившимся фактом. Первые лица часто живут в условиях информационного поля, где какие-то данные являются общеизвестными, у них не срабатывает предохранитель при встрече с журналистом, и происходит утечка”, — поясняет она. С журналистами надо быть кремнем, продолжает Слащева: “Пару раз были ситуации, когда нашим клиентам — топ-менеджерам звонили дружественные, проверенные журналисты и как бы невзначай говорили: "А правда, что подписание контракта с Х намечено на 13-е число?" Это своеобразная ловушка. Что тут ни говори: "Да, правда", "Нет, неправда", — уже подтверждаешь факт подписания. А журналисту только этого и надо”.
|