27 сентября 2007 |
Портовый НДС // Обяжут выплачивать судоремонтные заводыИсточник:: RBC daily Марина Селина Коллектив авторов, VEGAS LEX
Вчера президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) принял решение, которое осложнит жизнь владельцам морских и речных судов, а также судоремонтным заводам. Компании, занимающиеся починкой судов в портовых зонах и доках будут лишены действующей сейчас льготы по уплате НДС на ремонтные услуги. По мнению экспертов, это приведет к повышению стоимости ремонта судов. Сейчас от НДС освобождаются работы по ремонту судов в период их стоянки в доках и судоверфях. Этой льготой пользуется большинство судоремонтных заводов в силу своего непосредственного расположения на территории морских портов. Однако законодательство не дает четкого определения понятию «стоянка», и на этой почве возник конфликт. В ВАС обратилась инспекция ФНС по городу Северодвинску Архангельской области с заявлением о взыскании с ФГУП «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (Севмаш) 9,7 млн руб. налоговых санкций, связанных с неправильной уплатой налогов в 2002—2004 годах. По мнению фискалов, предприятие не имело прав на пользование налоговыми льготами. Спор возник в результате того, что компания ремонтировала судно, которое пришлось транспортировать на специализированный завод для проведения докового ремонта. Судоремонтным заводом был заявлен встречный иск о признании недействительным решения инспекции о начислении НДС и штрафов. Суды первой и апелляционной инстанций встали на сторону ремонтников, лишь частично удовлетворив иск налоговой инспекции. Однако президиум ВАС принял вчера противоположное решение. Доковый ремонт судна, выполняемый в доках и на судоверфях, заявил ВАС, неравнозначен текущему ремонту во время стоянки судна в порту. А нахождение предприятия на территории порта не является безусловным основанием для использования льготы по уплате НДС. Таким образом, ВАС однозначно встал на позицию налоговиков, которые считают, что льготным должен быть ремонт только судов, которые заходят в порт «по делу» — для разгрузки, загрузки и мелкого текущего ремонта. По мнению юристов, логичнее было бы поддержать бизнес. «Для бюджета это несерьезные потери, а бизнес получит настоящий удар», — говорит руководитель группы налогового арбитража юридической фирмы «Вегас-Лекс» Олег Баженов. Юрисконсульт компании «Налоговая помощь» Алексей Маслов считает, что при отсутствии в законе понятия «стоянка», позиция налоговой инспекции ни на чем не основана. А по словам исполнительного директора Ассоциации судоремонтных заводов Александра Хаскелиса, «решение ВАС будет способствовать росту цен на услуги судоремонтных заводов на 18—20%».
|