28 мая 2008 |
Расплата судом
Арбитраж завален исками поставщиков горючего
Арбитражный суд Москвы снова отложил рассмотрение по существу иска торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» (ТД ТОАП) к ОАО «Домодедовские авиалинии», входящему в альянс AirUnion.
На 2 июня назначено основное слушание в том же суде по иску ТД ТОАП к другой авиакомпании альянса, «Красноярским авиалиниям», на сумму 280,8 млн руб. Всего, как признавался ранее генеральный директор ТД ТОАП Евгений Островский, общие долги AirUnion составляют около 3,5 млрд руб. Проблемы с оплатой авиакомпаниями альянса поставленного топлива начались летом 2006 года. Сейчас ТД ТОАП работает с альянсом только по предоплате.
Ещё один иск ТД ТОАП подал против ООО AirUnion с целью «понуждения заключения договора купли-продажи ценных бумаг». ТД ТОАП хочет вынудить AirUnion ускорить решение долговой проблемы, в том числе меняя структуру и качество долга, закладывая пакеты акций.
В пресс-службе AirUnion от комментария воздержались.
В картотеке Арбитражного суда Москвы с 2004 года обнаружено 40 исковых заявлений ТД ТОАП, в том числе к «Оренбургским авиалиниям», «ЦентрАвиа», «Интеравиа», «ВИМ-Авиа», «Карат».
Генеральный директор аналитического агентства «ИнфоМост» Борис Рыбак полагает, что причиной появления судебных дел о взыскании долгов является «очень плохая культура платежей у хозяйствующих субъектов, и не только авиакомпаний». Они «очень плохо платят, тянут до последнего, поэтому обращение в суд является логичным стремлением кредиторов получить свои деньги», – считает эксперт. Что касается ТД ТОАП, то «они по своей сути являются товарным кредитором российских авиакомпаний, но не могут кредитовать их до бесконечности». По мнению Бориса Рыбака, никаких экономических причин данного явления нет, со временем потребители топлива научатся своевременно платить и не доводить дело до суда, уверен наблюдатель.
По мнению аналитика инвестиционной компании «Проспект» Александра Кузнецова, рост цен на топливо должен был рано или поздно привести к увеличению количества таких ситуаций, когда компании неспособны оплатить счета. «В России, может быть, этот вопрос стоит даже менее остро, потому что спрос на авиаперевозки растёт в нашей стране особенно высокими темпами, так что авиакомпании получают на рынке достаточные прибыли».
«Вероятно, компании оттягивают оплату в надежде на изменения на рынке», – полагает адвокат, старший юрист департамента инфраструктурных и транспортных проектов юридической фирмы «Вегас-Лекс» Довран Гарагозов.
Но, с другой стороны, ни к чему хорошему это не приведёт. Во-первых, они навлекают на себя определённые репутационные риски, а во-вторых, судебные тяжбы мешают нормальной эксплуатационной деятельности компаний, так как в итоге могут привести к наложению ареста на имущество авиакомпании. И в-третьих, если претензии истца суд находит обоснованными и принимает решение в его пользу, то ответчик обязан выплатить не только спорную сумму, но и оплатить издержки (услуги адвокатов, государственную пошлину, которая составляет определённый процент от суммы иска, и проценты за задержку выплаты)».
Поэтому в конечном счёте выгоднее было бы заплатить за топливо сразу, а не через суд, считает адвокат.
|