29 сентября 2008 |
"Лидеру" перекрывают дорогу // ФАС может отменить конкурс за участок трассы Москва - Минск
УК "Лидер" может лишиться первой в России дорожной концессии — платного участка трассы Москва—Минск. Компания дорогу, по сути, уже получила, оставшись единственным участником конкурса. Но ФАС посчитала его жесткие условия ограничением конкуренции, возбудила в отношении организатора — Росавтодора — дело и уже в четверг может отменить итоги конкурса.
Как рассказал "Ъ" глава управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС Владимир Ефимов, служба возбудила в отношении Росавтодора дело по признаку нарушения ст. 17 закона "О конкуренции". Ведомство подозревает Росавтодор в нарушениях при организации конкурса на право получения концессии на первый платный участок дороги Москва—Минск. По словам Владимира Ефимова, ФАС усмотрела возможное нарушение в чрезмерно жестких условиях конкурса. "В частности, в нем могли принять участие только компании с опытом строительства платных дорог и управления транспортной инфраструктурой на концессионной основе",— говорит чиновник. При этом ни платных дорог, ни инфраструктуры, управляемой по концессиям, в России до сих пор не было. "Мы считаем, что в результате было несправедливо ограничено участие в конкурсе для ряда российских компаний, реализовавших такие проекты, как МКАД, третье транспортное кольцо",— поясняет Владимир Ефимов. Рассмотрение дела назначено на 3 октября. В этих проектах было много участников, например "Мостотрест" и "Трансстрой".
Руководитель Росавтодора Олег Белозеров в пятницу сказал "Ъ", что ничего не знает о претензиях ФАС и оценит их только после получения соответствующих документов. В УК "Лидер" комментировать ситуацию отказались.
Участок трассы Москва—Минск — один из двух первых в России проектов платных дорог на концессионной основе. Фактический победитель уже известен: в конкурсе остался только один участник — консорциум, созданный УК "Лидер", управляющей активами НПФ "Газфонд". Консорциум "Лидера" участвует и в проводящемся параллельно конкурсе на участок трассы Москва—Петербург, в котором борется с французским девелопером Vinci. По словам Владимира Ефимова, жалоба, на основании которой было возбуждено дело, поступила от одной из компаний, подавших заявку, но не прошедшей предварительный отбор,— ЗАО ЦНИИЭУС. Телефоны его представителей в пятницу не отвечали. Среди участников обоих концессионных конкурсов только этот заявитель был неизвестен на рынке. Остальные заявки подавали либо крупные строительные компании, либо финансовые структуры — помимо УК "Лидер" и Vinci это были итальянская Autostrade и турецкая Enka.
Другие участники конкурса предполагали, что ЗАО ЦНИИЭУС подавало заявку, чтобы ознакомиться с конкурсной документацией: компания не соответствовала большинству условий конкурса и не была допущена, потому что не перечислила задаток 15 млн руб. Опрошенные "Ъ" участники рынка не знают о каких-либо крупных структурах, стоящих за ЦНИИЭУС. Один из собеседников "Ъ", знакомый с деталями предварительного отбора, утверждает, что ЗАО ЦНИИЭУС связано с "Системой-галс". Ее дочерняя компания — проектно-строительное объединение (ПСО) "Система-галс" проектировало этот участок трассы и рассчитывало поучаствовать в конкурсе, говорит собеседник "Ъ". Правда, заявку на конкурс компания не подавала. В ПСО "Система-галс" отказались от комментариев.
Итоги конкурса должны быть подведены до 18 октября. Так как документы были приняты только у одного участника, конкурс признается недействительным, после чего Росавтодор в течение 30 дней должен принять решение о заключении концессионного договора с УК "Лидер". Владимир Ефимов надеется, что ФАС завершит рассмотрение дела до этого момента. Пока договор не заключен, конкурс может быть оспорен предписанием ФАС, а после этого службе придется действовать в судебном порядке.
Управляющий партнер юридической фирмы "Вегас-Лекс" Альберт Еганян отмечает, что ФАС еще на этапе принятия закона "О концессиях" настаивала на приведении его в соответствие с антимонопольным законодательством. "В данном случае ФАС получила отличную возможность продемонстрировать свой подход уже на уровне отдельных дел",— считает юрист. Транспортные власти утверждают, что под первые концессионные проекты в России необходимо привлекать иностранцев, а ФАС возражает, что никто не отменял национального законодательства, поясняет противоречие между ведомствами Альберт Еганян. Предсказать результаты противостояния будет сложно: это первое подобное дело, добавляет юрист. Если первый же конкурс по дорожной концессии закончится неудачей, это может бросить тень на всю эту практику, опасается источник, близкий к Минтрансу.
|