19 февраля 2009 |
Долги взыщут c помощью Интернета // Судебные приставы намерены выйти на электронные торги
Пока приставы не готовы раскрыть все тонкости электронной системы продаж имущества должников.
Федеральная служба судебных приставов (ФССП) намерена перевести работу по взысканию долгов в рамках судебных решений в виртуальное пространство. В ближайших планах судебных приставов - организация электронных торгов имуществом должников. Как заявил вчера на расширенном заседании коллегии ведомства директор ФССП Артур Парфенчиков, первые торги планируется провести в Москве. Независимые эксперты считают, что на практике решение задачи затянется на длительный срок, и предупреждают о возможном всплеске коррупции.
«Мы рассматриваем возможность введения практики электронных торгов имуществом должников в ряде регионов в порядке эксперимента. Сейчас мы планируем использовать электронную площадку правительства Москвы для внедрения такого вида торгов», – сказал Артур Парфенчиков. По его словам, по итогам 2008 года невыполненным показателем работы ФССП осталась лишь реализация имущества должников, на которое был наложен арест. «Это объясняется отсутствием выработанного эффективного механизма реализации имущества должников в интересах взыскателей», – отметил чиновник. По его мнению, электронные торги и должны стать механизмом, который поможет ведомству улучшить показатели работы.
В пресс-службе ФССП пояснили «НГ», что точных сроков проведения первых электронных торгов, на которых согласно судебным решениям начнут реализовывать имущество должников, пока не существует. По словам представителя пресс-службы, эта идея впервые была озвучена руководством ведомства в прошлом году, но тогда осуществить планы не удалось из-за реорганизации Российского фонда федерального имущества (РФФИ) и слабого технического оснащения ФССП.
Впрочем, независимые эксперты полагают, что и сегодня ситуация далеко не идеальна для того, чтобы распространить практику реализации имущества должников через систему электронных торгов. Руководитель практики разрешения коммерческих споров компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Денис Быков в этой связи подчеркнул, что идея сама по себе очень хорошая, она отражена в новом Законе «О банкротстве», однако конкретные механизмы продажи имущества должников на электронных торгах в этом законе не прописаны, соответствующее постановление правительства тоже не принято. Поэтому остается неясно, каким образом торги собираются проводить и регистрировать участников, как эти участники должны будут вносить депозит и т.п.
По словам источника в ФССП, информация о торгах, на которых реализуется имущество должников или конфискат, сейчас распространяется региональными подразделениями службы через свои сайты. Кроме того, эта обязанность лежит и на Росимуществе. К сожалению, сказал чиновник, Росимущество не всегда публикует такие сообщения в СМИ, а подчас объявления размещаются в малотиражных и не популярных у читателей газетах. По этому поводу в прошлом году даже возник конфликт – руководство ФССП открыто высказало недовольство действиями Росимущества.
Быков подчеркивает важность обеспечить широкий круг участников электронных аукционов, чтобы это была не «горстка избранных». «Если система останется закрытой, то это может породить новый виток коррупции в стране. При этом недовольными будут и должники, имущество которых будет продаваться за копейки, и кредиторы, не получающие возврат своих денег в полном объеме», – говорит Быков. По его словам, в США и Японии, где имущество должников уже достаточно долгое время реализуется на электронных торгах, в аукционах участвуют специально аккредитованные компании, что снижает коррупционные риски.
По словам главного аналитика юридической фирмы «Вегас-Лекс» Максима Черниговского, у нас торги, на которых по решению судов реализуется имущество должников или таможенный конфискат, как правило, проходят с большими нарушениями. «Число участников торгов искусственно ограничивается, чтобы была возможность продать наиболее ликвидное имущество дешево и своим людям, которые потом смогут заработать деньги на перепродаже», – отметил Черниговский. Он полагает, что введение электронных торгов, с учетом российского менталитета, ситуацию в целом не изменит. Имущество должников будет реализовываться с большим дисконтом от реальной рыночной цены. Было бы логично, говорит Черниговский, чтобы в торгах участвовали не судебные приставы, а прошедшие конкурсный отбор аукционисты, каждый из которых будет специализироваться по конкретной группе товаров – недвижимость, предметы искусства, автомобили и т.д. При этом условии можно будет обеспечить справедливую, близкую к рыночной цену реализуемого на аукционах имущества, уверен эксперт.
|