Аналитика Публикации

25
сентября
2009

Один кодекс всей отрасли бумагу сэкономит

Источник: Журнал "РЖД-Партнер"


Министерство транспорта заключило госконтракт на выполнение научных исследований и разработку предложений по концепции Транспортного кодекса РФ с компанией «Вегас-Лекс». О том, каким образом велась работа, в настоящее время практически завершенная, рассказывает партнер адвокатского бюро «Вегас-Лекс» Альберт Еганян.

– Альберт Суренович, какова предполагаемая эффективность от введения такого Транспортного кодекса?

– Мы полагаем, что Транспортный кодекс может стать единым нормативным правовым актом – результатом систематизации и кодификации правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере транспорта. Это означает, что для всех видов транспорта будут установлены одинаковые и прозрачные правила игры, устранены различные правовые коллизии. При этом, разумеется, сохранится специфика каждой транспортной отрасли.

Один из ключевых эффектов, которого мы хотим добиться, это снижение объема бумажной работы для всех транспортников: перевозчиков, грузовладельцев, экспедиторов. Надеемся, что упорядочение правил позволит значительно увеличить скорость перевозок пассажиров и грузов, снизить расходы на администрирование перевозочного процесса, что должно существенно повысить доступность транспортных услуг. И, конечно, в случае кратного снижения транзакционных издержек российские транспортники смогут осуществлять перевозки дешевле и быстрее, в итоге повысится привлекательность отечественных транспортных путей для международного транзита.

– Есть ли какой-то зарубежный аналог такого кодекса?

– Мы изучили транспортное законодательство государств практически всех континентов. Пока ни в одной стране мира отдельного транспортного кодекса нет. Однако прямые аналогии, проводимые лишь по названию документа, не совсем верны, поскольку в ряде стран, например в Германии, Японии, Нидерландах, транспортное право присутствует в виде специального раздела торгового или коммерческого кодекса, а в странах с англосаксонской системой, например в США, систематизация права осуществляется вообще по другим моделям нормотворчества. В частности, там периодически издаются своего рода сборники нормативных правовых актов и судебных прецедентов в сфере транспортного права.

– Каким образом была построена работа над документом, будут ли к ней еще привлекаться какие-либо специалисты или эксперты, помимо представителей вашей компании?

– Разработанные нами предложения – это работа, предваряющая Концепцию Транспортного кодекса. Данный документ должен быть согласован с основными стейкхолдерами: органами власти, участниками рынка, экспертным сообществом. На основании Концепции поочередно разрабатываются общая часть Кодекса, устанавливающая нормы, единые для всех видов транспорта, и особенная часть, содержащая нормы, учитывающие специфику каждого из них.

Вместе с тем работа по такого рода документам чрезвычайно трудоемка. Так, разработкой предложений по Концепции занималась команда в составе более десяти правоведов. А ведь это даже еще не сам Кодекс, а только первые шаги!

Кроме того, такую масштабную работу, разумеется, невозможно проделать усилиями только команды юристов. Необходимо обладать профессиональными знаниями непосредственно и о нюансах самой транспортной отрасли, и об экономике транспортных предприятий. Кроме того, мы предложили сформировать специальный экспертный совет по кодификации транспортного права, который бы анализировал результаты деятельности команды разработчиков, выявлял возможные неточности, давал рекомендации по их устранению.

– Насколько, на Ваш взгляд, сейчас в принципе необходим Транспортный кодекс? Не лучше было бы направить усилия специалистов на доработку более «близких к жизни» законов, например, на изменение закона «О железнодорожном транспорте» и Устава железнодорожного транспорта?

– Мы в своем исследовании изучали этот вопрос и пришли к выводу, что такой подход не в полной мере отражает текущее состояние развития права в транспортной отрасли и современные принципы формирования новых пластов права. Развитие законодательства в других сферах нормативно-правового регулирования показало, что кодификация является наиболее совершенной формой систематизации права, причем такая ситуация наблюдается не только в России, но и в других европейских странах.

Работая над отдельными законами, уставами и кодексами, гармонизировать правоотношения во всех видах транспорта невозможно. Таким образом мы не предоставим возможности для развития мультимодальных и интермодальных перевозок, не урегулируем проблемы пунктов пропуска на границах, не обеспечим переход транспортников на единую электронную накладную, не решим многие другие вопросы, которые можно урегулировать с помощью кодификации.

– Есть ли у «Вегас-Лекса» опыт в сфере законотворчества, особенно в области транспортного права?

– Мы участвовали в разработке последнего законодательства в сфере автомобильного транспорта, подготовили предложения по реформированию системы управления внутренних водных путей, морских портов. Для железнодорожной отрасли мы помогали разрабатывать концепцию развития вокзалов. Фирма ведет достаточно активную деятельность в сфере нормотворчества и правовой аналитики – за последние два года мы выступили авторами и соразработчиками более чем 30 федеральных законов.


Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение