9 июля 2012 |
Альберт Еганян: «Россиийское право дает себе шанс на конкуренцию»
О том, почему были нежизнеспособными нормы об ответственности офшоров, исключенные из проекта Гражданского кодекса, какую роль играет институт государственно-частного партнерства в развитии российской инфраструктуры и что делать, чтобы победить коррупцию, в интервью РАПСИ рассказал управляющий партнер крупной юридической фирмы VEGAS LEX Альберт Еганян.
- Альберт Суренович, ваша фирма является обладателем всевозможных премий, возглавляет различные рейтинги. Что это дает компании и лично вам? Верите ли вы в эти рейтинги?
- Аудиторию рейтингов можно условно разделить на три категории. Одни читатели обращают внимание на рейтинги, но не верят им, другие обращают внимание на рейтинги и даже руководствуются ими при выборе юридического консультанта, третьи вообще не считают необходимым отвлекаться на подобные вещи. Но последняя категория в меньшинстве. Поскольку VEGAS LEX имеет дело с разными аудиториями, нам, в соответствии с принятыми в нашей сфере законами жанра, приходится участвовать в большинстве рейтингов. Это мнение №1.
- Как вы видите свою нишу на рынке? Кто ваши конкуренты?
- Мы полагаем, что по ряду показателей, в том числе и по уровню проектов и их количеству, VEGAS LEX занимает верхний премиальный сегмент рынка.
Таким образом, традиционные направления востребованы не меньше, потому что они являются составными частями более комплексных услуг. Собственно говоря, подозревая, что в озвученном мною подходе мы не одни, наблюдая за рынком, мы пытаемся вовремя выявить тенденции рынка и правильно среагировать. В то же время это не означает, что у наших практик, которые принято считать обычными, нет изюминки.
- А какие направления вы сейчас развиваете, думая, что в будущем они будут перспективными?
- Я не хотел бы разглашать все секреты, но поговорить о тех направлениях, которые уже начали прорываться на рынок, можно. Например, тема по страхованию экспортных кредитов. Или ставшая на рынке притчей во языцех тема государственно-частного партнерства (ГЧП), связанная с проектным финансированием с государственным плечом, будет востребована всегда. VEGAS LEX в значительной степени верит в инфраструктуру, и здесь значимое лидерство фирмы признается даже ближайшими конкурентами.
- Расскажите, пожалуйста, подробней о таком направлении деятельности вашей фирмы, как ГЧП. Ваша компания участвовала в огромном количестве всевозможных проектов в этой области, что в них было сложного?
- Поделюсь своим наблюдением в теме государственно-частного партнерства: кто-то говорит "ГЧП", а кто-то говорит "ЧГП", в чем же разница? Услышав по телефону "ЧГП", можно с высокой степенью вероятности сделать вывод, что звонящий представляет частный сектор. А когда говорят "ГЧП"- государственную сторону.
- Почему Вы считаете правильным развитие практики ГЧП?
- Потому что в нашей стране существует огромная потребность в любых видах инфраструктуры – железных дорогах, автодорогах, школах, больницах, детских садах, нормальных вокзалах – в развитие которой мы вносим посильный вклад.
- Вы лично участвовали в крупных проектах, какой у вас самый любимый проект?
- Мы представляли интересы клиентов более чем 15 региональных администраций, и, наверное, дюжины федеральных министерств и ведомств. Консультировали несколько десятков банков, строителей, проектировщиков, операторов, организаторов, участвовавших в инфраструктурных проектах. Поэтому, когда речь заходит о ГЧП и инфраструктуре, VEGAS LEX неминуемо попадает в short list из двух-трех компаний-экспертов в этом вопросе.
- VEGAS LEX много работает в регионах, у компании есть региональные дирекции. Собираетесь ли вы расширять деятельность в этой сфере?
- VEGAS LEX сопровождает проекты по всей географии страны. Офисы в Волгограде и Краснодаре - полноценные отделения VEGAS LEX, которые самостоятельно привлекают клиентов в соответствующих регионах и осуществляют юридическое сопровождение полученных проектов. У фирмы есть согласованная региональная стратегия на пять лет. И тому есть объективные рыночные предпосылки.
- Ваша фирма представляет услуги по медиации. Что надо сделать, чтобы этот институт в России заработал, чтобы люди и фирмы охотно обращались к медиаторам за разрешением своих споров? Есть ли у института медиации будущее в России?
- Да, VEGAS LEX оказывает услуги по медиации. Медиацией занимаются только партнеры фирмы и только по крупным спорам и сложным проектам.
- Госдума рассматривает поправки в Гражданский кодекс РФ. Верите ли вы, что с их принятием бизнес вздохнет свободней?
- VEGAS LEX - лицо заинтересованное, так как является одним из учредителей некоммерческого партнерства "Содействие развитию корпоративного законодательства" и соавтором ряда поправок. Кроме того, если ГК РФ развивается, то развивается российское право, а право, как известно, отражение экономики. На выходе это приводит к тому, что работы для приличных юридических фирм прибавляется, потому что инструментарий становится более конкурентоспособным и одновременно с этим становятся более востребованными емкие интеллектуальные услуги.
- Вы считаете, что с предложенными поправками российское право будет конкурентоспособным?
- С этими поправками российское право дает себе шанс на то, чтобы начать конкурентную гонку. И, запустив этот процесс, мы имеем возможность создать действительно конкурентоспособное право и точно так же, как иностранцы, распространять его за пределами России. Это же на самом деле счетный инструментарий.
- Глава Высшего арбитражного суда РФ Антон Иванов сожалеет что, не вошли в ГК РФ такие поправки, как нормы ответственности офшорных компаний. Что вы думаете по поводу этого?
- Я также сожалею об этом. Но вопрос здесь в другом: была ли это работающая или неработающая норма? В поправках ответственность ложилась на представителя офшорной компании на месте. На практике это означает, что вырезали из цепочки представителя на месте, поставили туда управляющую компанию, никаких требований к ней нет, потом оффшорную компанию не обнаружили, так как ее десять раз перепродали, и в итоге банкрот – нулевая управляющая компания. Усложняет ли это процесс? Да, усложняет. Начнут ли юристы на этом больше зарабатывать? Да, но будут больше зарабатывать те юристы, которые занимаются всякой серой мелочью.
Поэтому мне кажется, что в поправках в ГК РФ есть множество более важных вопросов.
- Что вы думаете о такой теме, которая сейчас обсуждается, как адвокатская монополия? Нужна ли она?
- Попробую перефразировать Ваш вопрос в части постановки задач борьбы с коррупцией, создания качественной национальной системы правоприменения, конкурентоспособности права, повышения правовой культуры организаций и граждан… Тогда ответ на этот вопрос звучит так: необходимо обеспечить единство юридического цеха для исполнения этих задач. В какой форме оно будет обеспечено, не имеет никакого значения.
- Вы были избраны в генсовет организации "Деловая Россия". Что лично вы или ваша компания хотите сделать или делаете в рамках этой организации?
- "Деловая Россия" в настоящий момент – одна из наиболее продвинутых организаций, которая в свете того, что сейчас происходит в стране, действительно может на что-то повлиять. С помощью "Деловой России", консолидировав мнение предпринимательского сообщества на тему инфраструктуры, инвестиций и ГЧП, можно показать успешный опыт реализации подобных проектов в нашей стране, что инвестиции в инфраструктуру и ГЧП – это не только удел крупных компаний и мегапроектов, но и возможности для среднего бизнеса.
- Ваша фирма организует форумы, круглые столы, а есть ли проекты культурные, образовательные?
- В нашей фирме существует целый пласт культурных, образовательных и благотворительных проектов. О последних мы не говорим, дабы не смешивать благотворительность с маркетингом.
- А теперь личные вопросы. Ваши хобби, увлечения?
- Во-первых, я увлекаюсь работой. Во-вторых, я увлекаюсь путешествиями, в-третьих, увлекаюсь тем, что называется спортингом. Очень люблю читать, но читаю быстро и зачастую не успеваю от той или иной книги получить ожидаемое удовольствие.
- А что читаете, кроме всевозможных нормативных актов?
- Люблю книги по философии, про поведенческую экономику и социальную психологию личности, документальные исследования.
- Есть у вас любимые фразы, к которым по жизни вы обращаетесь?
- Их несколько. Первая: важные дела срочными не бывают, раз у меня важно, то не срочно. Вторая: жизнь – не черновик, потому без клякс. Третья: каждый день – слепок всей жизни.
|