20 сентября 2012 |
Кредитообложение роста
У ряда металлургических компаний подошли сроки погашения кредитов, взятых в кризисный период благодаря программе господдержки. Кто-то уже успел вернуть займы в полном объеме, кто-то успешно реструктурировал задолженности. Однако далеко не всем это легко далось. Ряд компаний столкнулся с нежеланием банков идти на уступки из-за недостаточно высоких финансовых показателей, а также из-за вероятности повторной рецессии. В особо рискованных случаях не помогает даже госгарантия, за которой некоторые компании реального сектора обратились в этом году повторно. Инвесторов это беспокоит: акции таких компаний теряют в цене.
Госзадержка
Прошло чуть больше квартала с момента выдачи премьером Дмитрием Медведевым поручения своим подчиненным изучить антикризисную практику 2008-2009 годов и написать новый план господдержки предприятий реального сектора, которым правительство смогло бы воспользоваться в случае второй волны экономического кризиса. Но то ли волна эта не пришла, то ли подчиненные никак договориться не могут, потому что никакого внятного документа за это время обнародовано так и не было, а список компаний, которых может коснуться эта помощь, не утвержден и не опубликован.
А ведь еще в июне бравурные обещания лились рекой. То вдруг всплывет "черновик плана" министра экономического развития Андрея Белоусова, в котором на антикризисные меры только в 2013 году предлагалось зарезервировать 500 млрд рублей из Резервного фонда, предоставив банкам госгарантий на 70% обязательств задолжавших предприятий (без залога). То министр финансов Антон Силуанов проговорится, что в текущем году на госгарантии для рефинансирования долгов в бюджете уже зарезервировано 200 млрд рублей, а в случае ухудшения мировой конъюнктуры еще столько же или даже больше может быть выделено в 2013 году. То госбанки доложат в правительство, что уже в июле смогут предоставить под госгарантии дополнительные кредиты компаниям на сумму 164 млрд рублей.
Сами компании охотно вставали в очередь на госгарантии для получения новых кредитов, но весьма неохотно рассказывали об этом своим контрагентам, чтобы не разочаровывать последних. Сегодня известно лишь, что в профильных ведомствах лежат на рассмотрении многочисленные заявления от компаний, среди которых достаточно и металлургических. Насколько длинный этот список и кто в него входит, в Минпромторге сообщить "Металлургии" категорически отказались. Не разглашают эту информацию представители и остальных ведомств.
Известно лишь, что в списке системообразующих предприятий порядка 300 компаний, каждая из которых может рассчитывать на госгарантии в первоочередном порядке. Еще не ясна и процедура господдержки: рассматривать заявки на сумму до 10 млрд рублей поручено специальной комиссии из чиновников Минфина и Минэкономразвития, а свыше — правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. При этом покрываться госгарантией будет только часть обязательств предприятий — до 70% для стратегических предприятий и до 50% для всех остальных. Кстати, помощь будет предоставляться исключительно на условиях сокращения вознаграждения менеджменту бедствующих компаний. Позднее было принято важное положение, согласно которому банки получили возможность в случае неплатежа по кредиту в течение 30 дней получать деньги у Минфина.
Все, труба!
Если говорить о металлургии, то наиболее незащищенными и уязвимыми оказались трубники. Первой компанией из списка претендентов на госгарантии, о которой стало известно еще в июне, стала группа ЧТПЗ, которая, по данным из осведомленных источников, до конца 2012 года должна была найти 39 млрд рублей на обслуживание своих кредитов, в 2013-м — 21,5 млрд рублей, а в 2014-м — 38 млрд рублей. Косвенно это подтвердил бенефициар компании Андрей Комаров, сообщив, что компания рассчитывает на предоставление в этом году госгарантий на сумму около 30 млрд рублей под синдицированный кредит Сбербанка для реструктуризации краткосрочных долгов группы. Периодически в прессе появлялись заверения чиновников о готовности предоставить госгарантии на требуемую для компании сумму.
Однако до сих пор этого сделано не было, так как ЧТПЗ не удается согласовать со всеми своими банками-кредиторами условия реструктуризации. По сведениям из информированных источников, кредиторы ЧТПЗ потребовали с его владельцев — Андрея Комарова и Александра Федорова — помимо принадлежащих бизнесменам акций еще и личные поручительства. И пока боссы компании думают, принимать ли такие кабальные условия, банки согласились на уступку: до сентября ЧТПЗ не будет выплачивать тело долга, погашая только проценты по кредитам.
По словам генерального директора ОАО ЧТПЗ Ярослава Жданя, компания инициировала работу с кредиторами по реструктуризации своей задолженности не из-за несостоятельности своих амбициозных проектов, а из-за вынужденного простоя на этапе их строительства. "Акционеры компании начали строить два новых инвестиционных проекта ("Высота-239" и "Железный озон-32") в 2007 году. Обычно подобные проекты строятся на долгосрочные кредиты. В данном случае собственники строили на короткие деньги, причем изначально займы предоставили иностранные банки. Потом грянул кризис 2008-2009 годов. Строительство проектов приостановилось на полтора года, а с ними и задержка по исполнению заказов. В результате, когда новые производства только вышли на проектную мощность и еще не стали зарабатывать деньги, предприятию пришлось отдавать кредиты, причем значительная часть возврата пришлась бы именно на 2012 год",— поясняет господин Ждань.
Более удачно заняла очередь на госгарантии Объединенная металлургическая компания (ОМК). По состоянию на конец второго квартала 2012 года совокупный размер кредитного портфеля группы составлял 49,5 млрд рублей, из них краткосрочный долг — не более 25%. Свыше половины кредитов были выданы российскими банками. Но, как ни странно, госгарантии понадобились группе не на погашение задолженностей, а на финансирование нового проекта: кредитную линию на сумму до 26 млрд рублей сроком до десяти лет компании открыл Сбербанк России целевым образом на строительство интегрированного трубно-сталеплавильного комплекса в г. Чусовом Пермского края. И уже в июле было подписано распоряжение правительства о предоставлении госгарантии по данному займу на сумму до 21 млрд рублей. ОАО "Трубодеталь" (входит в состав группы ОМК).
"У ОМК не возникало и не возникает сложностей с погашением краткосрочных долгов,— объяснил "Металлургии" такую политику компании президент ЗАО ОМК Владимир Маркин.— Мы не относимся к компаниям, которым в настоящее время необходима помощь государства для погашения краткосрочной задолженности по кредитам. Больших или громадных долгов у группы ОМК никогда не было. Жесткая финансовая дисциплина и реальный расчет собственных сил позволили пройти кризис без потерь. Все ключевые инвестиционные проекты были реализованы".
Не отстают от металлургов и потребители их продукции. Так, в июле комиссия под председательством Игоря Шувалова одобрила предоставление ГАЗу госгарантий на сумму 20 млрд рублей для реструктуризации долгов перед 12 российскими банками-кредиторами. Аналогичные гарантии были также обещаны КамАЗу (4,6 млрд рублей) и "Соллерсу" (5 млрд рублей). Еще в числе претендентов крупные машиностроительные предприятия: ОАО "Нижегородский завод" и ОАО "Балтийский завод". Кроме того, летом заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь высказал инициативу предоставления "Гражданским самолетам Сухого" возможности привлекать долгосрочные кредиты на 15 лет со ставкой 2,5-3%, а вслед за этим — и ряду других компаний, которые участвуют в создании новой авиационной техники с выходом на внешние рынки.
Есть, правда, ряд компаний, которые, несмотря на высокую долговую нагрузку, пока не спешат обращаться за господдержкой. Взять, к примеру, "Русал", общий чистый долг которого на сегодня составляет $10,885 млрд. "В первом полугодии 2012 года компания выплатила кредиторам $635 млн, из которых $500 млн было выплачено за счет рефинансирования и $135 млн — из собственного операционного потока. До конца первого полугодия 2013 года компания должна осуществить выплаты в адрес кредиторов в размере около $450 млн, что будет произведено за счет доступных кредитных линий или собственных средств",— рассказал директор по финансам "Русала" Евгений Корнилов.
Доля российских банков в кредитном портфеле алюминиевого гиганта оставляет 56%. При этом у компании нет кредитов под госгарантии. Господин Корнилов уверяет, что в части рефинансирования кредитов компания не испытывает потребности в государственной помощи и решает эти вопросы самостоятельно.
"Сумму, необходимую к погашению в 2013 году, компания намерена выплатить как за счет собственных средств, так и с помощью привлеченного финансирования. При наличии благоприятной конъюнктуры рынка часть долга может быть погашена за счет выпуска новых рублевых облигаций",— добавляет представитель "Русала".
Промежуточная процедура
Но несмотря на то что в правительстве готовы, последовательно двигаясь по списку претендентов, поддержать практически все заявки, банки оптимизма властей не разделяют, анализируя итоги предыдущей "программы спасения". Чтобы оценить размах предоставления кредитов промышленникам, достаточно упомянуть, что 2009-2010 годах у Сбербанка кредиты под госгарантии получили КамАЗ, ТАИФ, "Интеко", УАЗ, ГК ПИК, Пермский моторный завод, РСК МиГ и ряд других компаний. Кредиты ВТБ выделялись Михайловскому и Лебединскому ГОКам, НПО "Сатурн" и "Интеко". В целом четверть объема одобренных в 2009 году госгарантий пришлось на металлургию с целью рефинансирования задолженности банкам. От общего объема одобренных в 2009 году госгарантий около 65% было выдано именно на эти цели, причем до сентября 2009 года удельный вес таких гарантий превышал 90%.
Главный оператор антикризисных программ госпомощи в 2009-2012 годах Внешэкономбанк подвел промежуточные итоги своей кампании по выдаче кредитов, получив такую картину: всего за период было предоставлено 184 госгарантии 123 предприятиям на общую сумму 581,5 млрд рублей, а на 1 июня 2012 года госгарантии на сумму 456,6 млрд рублей числились за 89 предприятиями. Эти предприятия не смогли увеличить выручку, залезли в новые кредиты и не вызывают доверия у банков. Возможность наступления гарантийного случая классифицирована как высокая у 31 проанализированного принципала (46%). У 36 получателей госгарантий (54%) возможность наступления гарантийного случая классифицирована как средняя. Выходит, что не случайно банки выставили условие личного поручительства для владельцев ЧТПЗ.
Адвокат ЮК "Юков, Хренов и партнеры" Василий Васильев признает, что до недавнего времени главным недостатком механизма господдержки было то, что государство несло по долгам не солидарную, а субсидиарную ответственность, то есть до обращения к государству банк был вынужден сначала пройти все процедуры взыскания долга, в том числе долгую судебную, и только после того, как будет доказано, что взыскать долг невозможно или взысканная в результате продажи заложенного имущества сумма недостаточна, обращаться с требованием по госгарантии.
Такая процедура, по словам юриста, не устраивала ни банки, ни предприятия, ни само государство, так как выхолащивало главную направленность госгарантии как антикризисной меры по недопущению банкротства предприятия и его остановки. В настоящий момент внесенными поправками данный недостаток устранен, и банк имеет возможность в случае неисполнения организацией обязательств по возврату кредита требовать от Минфина исполнения гарантии независимо от реализации иного обеспечения.
В свою очередь, управляющий партнер адвокатского бюро "Плешаков, Ушкалов и партнеры" Владимир Плешаков замечает, что в настороженности банков нет никакого явного злого умысла по отношению к российским металлургам: "Это обычная политика многих банков, которые не хотят рисковать, желая максимально обеспечить свои финансовые интересы. Такая политика каждого конкретного банка никоим образом не нарушает закон, поскольку каждый в отдельности банк не является монополистом на финансовом рынке".
При этом старший юрист юридической компании ART DE LEX Максим Соколинский опасается, что личного поручительства акционеров, которого добиваются банки, например, от ЧТПЗ, в ряде случаев государству может показаться даже недостаточно для выдачи гарантии: "Тут единственным выходом будет вывод части заложенного банкам имущества из залога с целью передачи его в залог государству, что, несомненно, будет противоречить интересам самих банков". "Но лучше уж так, чем банкротство, которое можно считать высшей мерой корпоративного наказания и к которой кредиторы прибегают в крайнем случае, когда возможности вернуть долги нет или почти нет",— соглашается партнер юридической фирмы Lidings Дмитрий Гравин.
Госзаказ против дефолта
Опрошенные "Металлургией" финансовые эксперты тоже сходятся во мнении, что государство не позволит сейчас допустить кредитный дефолт по обязательствам металлургов. Начальник отдела портфельного анализа банка "Петрокоммерц" Евгений Дорофеев убежден, что ситуация на том же ЧТПЗ обусловлена не просчетом в стратегии топ-менеджеров, решившихся в посткризисный период на строительство новых дорогостоящих проектов ("Высота-239" и "Железный озон"), а существенным сокращением инвестиционных программ основных потребителей продукции этих производств, прежде всего "Газпрома" и "Транснефти", а также других добывающих компаний.
Самый апробированный выход для компаний в подобной ситуации, по словам старшего аналитика ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олега Душина,— это рефинансировать кредиты коммерческих банков через госбанки или продлевать сроки кредитов, если кредит предоставлен госбанком. Если это не помогает, то вероятно вхождение в капитал компаний самого государства или госбанка-кредитора. Наконец, третий вариант, считает эксперт,— поиск инвестора, в том числе иностранного.
Василий Васильев добавляет, что теоретически государство может продолжить оказывать "проблемному предприятию" поддержку с целью восстановления его платежеспособности и налаживания эффективной работы (например, под патронажем Минпрома), а может и обанкротить, забрав его активы себе, и в дальнейшем реприватизировать.
Правда, директор санкт-петербургского филиала "2К Аудит — Деловые консультации/Морисон Интернешнл" Олег Семенов считает, что, даже если ЧТПЗ получит госгарантии, доверие рынка мгновенно не вернется: долговая нагрузка останется, а значит, падение котировок акций компании, и так подешевевших за год почти вдвое, может продолжиться. Со своей стороны Евгений Дорофеев определяет вероятный коридор котировок до конца года на уровне 20-30 рублей за акцию в случае, если процесс реструктуризации затянется дольше, чем до середины осени, и 40-50 рублей, если этот вопрос будет решен в разумные сроки.
Максим Лавров, старший юрист поволжской дирекции юридической фирмы VEGAS LEX, придерживается более оптимистичного сценария развития событий: банки соглашаются на реструктуризацию, госгарантии предоставляются, дефолта не происходит, предприятия получают крупные заказы (в том числе и при содействии государства), что означает возможность платить по кредитам, происходит постепенная выплата реструктурированной задолженности.
|