5 марта 2014 |
Специфика участия в проектах государственно-частного партнерстваИсточник: Журнал "Корпоративный юрист. Практикум" Ирина Николаева, Младший юрист Практики по проектам в энергетике Новая организационно-правовая форма юридического лица с точки зрения государственно-частного партнерства интересна, прежде всего, в аспекте возможности ее использования при разработке правовых и финансовых моделей реализации конкретных проектов. Хозяйственное партнерство обладает как преимуществами, так и недостатками. Среди преимуществ следует отметить гибкость системы управления хозяйственным партнерством, которая достигается за счет использования элементов регулирования, свойственных для хозяйственных обществ и простых товариществ. Перспективным является и механизм участия лиц, не являющихся участниками партнерства, в соглашении об управлении партнерством, содержащем условия по вопросам управления партнерством, деятельности, реорганизации и ликвидации партнерства (ст. 6 Закона № 380-ФЗ). За счет такого механизма может обеспечиваться, например, дополнительный контроль за реализацией проекта консорциумом частных партнеров, сформированных на основе хозяйственного партнерства, со стороны государственного партнера. Вместе с тем, существуют и недостатки, снижающие ценность хозяйственного партнерства как элемента организационных моделей ГЧП-проекта. Так, например, отсутствие в законодательстве нормы, напрямую допускающей участие публично-правовых образований в хозяйственном партнерстве, может рассматриваться государственными партнерами и инвесторами как правовой риск использования этой организационно-правовой формы для обеспечения участия государственного партнера в проекте. Участниками соглашения об управлении партнерством, как уже было отмечено, могут являться лица, не являющиеся участниками партнерства. При этом сведения о таких участниках не вносятся в ЕГРЮЛ (ч. 2 ст. 6 Закона № 380-ФЗ), права и обязанности таких участников регулируются преимущественно соглашением об управлении партнерством, при этом в этой части практически отсутствует специальное регулирование. Совокупность указанных фактов может создать дополнительные риски для контрагентов хозяйственных партнерств. По прямому указанию закона партнерство не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (ч. 4 ст. 2 Закона № 380-ФЗ). Таким образом, хозяйственное партнерство не может использовать проектные (инфраструктурные) облигации в целях привлечения заемного финансирования. Государственный партнер может участвовать в складочном капитале хозяйственного партнерства только денежными средствами, но не иным имуществом. Действующее законодательство о приватизации предусматривает возможность внесения государственного или муниципального имущества только в уставные капиталы открытых акционерных обществ (ст. 25 Закона № 178-ФЗ) в то время как механизм предоставления бюджетных инвестиций в уставные капиталы юридических лиц может применяться в отношении различных видов юридических лиц (ст. 80 Бюджетного кодекса РФ). Такой запрет существенно ограничивает варианты структурирования моделей проектов в силу ограниченности вариантов имущественного участия в них государственного партнера. По нашему мнению, хозяйственное партнерство имеет потенциал применения в рамках ГЧП-проектов, но данная организационно-правовая форма не является универсальной и должна использоваться с учетом выявленной специфики. |
Связанные отрасли
VEGAS LEX_Корнев_Корпоративный юрист. Практикум_03.2014
Скачать файлФайл добавлен | 15.07.2016 |
Презентация | .pdf (115 Кб) |