Источник: Газета "ЭЖ-Юрист"
Ирина Николаева, Младший юрист Практики по проектам в энергетике
В сфере концессионного законодательства ожидаются глобальные изменения. В Государственную Думу РФ 11 февраля 2014 года внесен законопроект № 449127-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Целесообразность большинства поправок давно признавалась экспертным сообществом. Рассмотрим некоторые наиболее значимые положения законопроекта.
Открытый перечень объектов концессионных соглашений. Закрытый перечень и в некоторых случаях неоднозначное описание объектов концессионного соглашения рассматриваются экспертами как ограничители применения концессий. Законопроект предусматривает открытый перечень объектов концессионного соглашения, снимая указанное ограничение. Одновременно с этим в перечень потенциальных объектов включены объекты социального обслуживания населения, что дает возможность передавать в концессии, например, дома престарелых, в отношении которых инвесторы проявляют интерес.
Расширение сферы применения контрактов жизненного цикла. Контракт жизненного цикла (КЖЦ) характеризуется наличием платы концедента (плата концессионеру за создание и содержание объекта концессионного соглашения), которая в соответствии с действующим концессионным законодательством может предусматриваться только при заключении концессионных соглашений в отношении автодорожной инфраструктуры. Законопроект предусматривает возможность применения платы концедента в отношении любых объектов концессионных соглашений. Рассматриваемая поправка в совокупности с открытым перечнем объекта концессии позволяет применять КЖЦ на основе концессионного законодательства в отношении любых объектов государственной и муниципальной собственности.
Заключение концессионного соглашения по «частной инициативе». Законопроект также предусматривает порядок направления потенциальным концессионером предложения в адрес концедента о заключении концессионного соглашения и порядок рассмотрения такого предложения. Концессионное соглашение может быть заключено с инициатором в бесконкурсном порядке. Тем не менее концедент обязан провести конкурс, если в течение 30 дней с момента размещения в сети Интернет предложения о заключении концессионного соглашения и проекта концессионного соглашения от других потенциальных концессионеров поступили заявки о готовности участия в конкурсе.
Кроме того, законопроект предусматривает дополнительные гарантии интересов концессионера, преимущественное право выкупа концессионером объекта концессионного соглашения в случае его выставления на торги, возможность проведения несколькими концедентами совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении линейного объекта.
На законопроект уже получена первая реакция экспертного сообщества. В Торгово-промышленной палате 20 февраля 2014 года прошло совместное заседание Комитета по государственно-частному партнерству и Комитета по инвестиционной политике. Предложенные поправки в целом были поддержаны экспертами. Тем не менее были и негативные отзывы в отношении отдельных положений. В частности, отрицательную реакцию вызвала норма, предусматривающая запрет на возмездную реализацию товаров, работ, услуг концессионером в случае, если концессионным соглашением предусмотрена плата концедента. Такое положение не позволяет применять концессии со смешанной моделью возвратности инвестиций (одновременно за счет платы концедента и осуществления предпринимательской деятельности) и тем самым ограничивает варианты структурирования концессионных проектов.