25 сентября 2014 |
Международный обмен налоговой информациейИсточник:: National Business Предприниматели часто, стремясь снизить налоговую нагрузку на бизнес, используют офшорные компании, либо компании из стран, подписавших соглашения об избежании двойного налогообложения с другими государствами. С одной стороны, при формальном соблюдении положений соглашения об избежании двойного налогообложения, а также норм российского и иностранного законодательства возможно перечисление денежных средств в «офшор» с минимальными финансовыми потерями. С другой стороны, подобное «формальное соответствие» может привлечь внимание со стороны налоговых органов. Скорость и объем информации, которую могут получить налоговики от своих иностранных коллег, напрямую зависит от эффективности системы международного обмена налоговой информацией. В настоящий момент основными инструментами такого обмена являются двусторонние соглашения Российской Федерации об избежании двойного налогообложения. Положения об информационном обмене, как правило, предусмотрены статьей 26 таких соглашений, согласно которой иностранные налоговые органы не могут отказать в предоставлении информации российским коллегам. Если речь идет о банковской или иной тайне, необходимо решение иностранного суда об удовлетворении или отказе в удовлетворении полученного запроса. Таким образом, обмен налоговой информацией, согласно процедуре, предусмотренной соглашениями об избежании двойного налогообложения, может оказаться неэффективным. Трудность состоит в том, что положения указанной статьи 26 не имеют конкретного юридического механизма обмена налоговой информацией. Такие нормы пока не установлены и российским налоговым законодательством. Исключение составляют нормы Налогового кодекса РФ, дающие право российским налоговым органам приостановить проведение налоговой проверки для получения информации от иностранных государственных органов, а также исключение из режима налоговой тайны для случаев обмена информацией с иностранными налоговиками. Российская Федерация существенно продвинулась в вопросе построения системы международного обмена налоговой информации, подписав Совместную Конвенцию ОЭСР и Совета Европы об оказании взаимной административной помощи по налоговым вопросам (на момент подготовки настоящей статьи Совместная Конвенция еще не была ратифицирована Российской Федерацией). Совместная Конвенция предоставит возможность отечественным налоговикам проводить одновременные налоговые проверки с иностранными налоговыми органами, а также участвовать в налоговых проверках за рубежом. Однако для эффективного информационного обмена российским налоговым органам потребуется заключить межведомственные соглашения со своими иностранными коллегами. Примечательно, что Совместная Конвенция распространяет действие на офшорные юрисдикции: Белиз, Британские Виргинские острова, а также на страны, компании которых используются в международном налоговом планировании: Сингапур, Нидерланды, Швейцарию и другие. Согласно Совместной Конвенции российские налоговые органы смогут получать от своих иностранных коллег сведения, необходимые для взыскания налогов путем автоматического (спонтанного) обмена информацией, без предварительного запроса. При этом банковская или иная тайна не смогут быть основаниями для отказа в предоставлении информации. Уже сейчас возможно предположить какой будет процедура информационного обмена налоговой информацией. 14 августа 2014 года Правительство Российской Федерации утвердило типовое соглашение об обмене информации. Его текст будет основой заключения соглашений с конкретными странами, в первую очередь офшорами, с которыми у России нет соглашений об избежании двойного налогообложения. Соглашение об обмене информацией по налоговым делам, в случае его подписания и вступления силу, позволит налоговым органам эффективно обмениваться налоговой информацией и выезжать для участия в налоговых проверках по месту нахождения иностранной компании.
Реализация системы автоматического обмена налоговой информации может оказаться затруднительной для офшорных юрисдикций. Причина в том, что в таких странах отсутствуют соответствующие технологии и человеческий ресурс для нормального функционирования системы. Вопрос состоит в том, как долго такие страны смогут отказываться от участия в информационном обмене, предоставляя при этом возможность предпринимателям вести бизнес через зарегистрированные там компании. |