Аналитика Публикации

1
сентября
2015

Краткий обзор постановления правительства РФ от 27.08.2015 № 893 по новым правилам КОМ

Источник: Информационное агентство "Big Electric Power News"


Юрий Татаринов, Руководитель Практики по проектам в энергетике

Вступившим в законную силу с 28.08.2015 Постановлением Правительства РФ № 893 от 27.08.2015 «Об изменении и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности, а также проведения долгосрочных конкурентных отборов мощности» (далее – Постановление № 893) внесены изменения в порядок торговли мощностью на оптовом рынке электрической энергии и мощности (ОРЭМ).

В частности, изменения коснулись процедуры проведения конкурентного отбора мощности (КОМ), а также отнесения объектов по производству электрической энергии к генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме.

Кроме того, в соответствии с указанным Постановлением признаны утратившими силу Правила определения максимальной и минимальной цены на мощность для проведения конкурентных отборов мощности, утверждённые постановлением Правительства от 13 апреля 2010 года № 238.

Также Постановлением № 893 закреплена обязанность Министерства энергетики России по согласованию с Министерством экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службой разработать и внести в Правительство РФ до 01.02.2016:

  • предложения о ценовых параметрах, определяющих спрос на мощность как функцию цены мощности, на долгосрочных конкурентных отборах мощности, проводимых в 2016 году и в последующие годы;
  • предложения о внесении изменений в акты Правительства РФ, предусматривающих прекращение поставки мощности в вынужденном режиме после реализации замещающих мероприятий, необходимых для обеспечения возможности вывода генерирующего объекта из эксплуатации, для генерирующих объектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2008 г. и отнесенных к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме, на основании угрозы наступления последствий, предусмотренных Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2007 г. № 484 «О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации», в результате вывода генерирующих объектов из эксплуатации;
  • предложения о внесении изменений в акты Правительства РФ, предусматривающих актуализацию максимальных значений коэффициентов, применяемых для определения объема недопоставки мощности при невыполнении (частичном невыполнении) поставщиком условий поддержания генерирующего оборудования в состоянии готовности к выработке электрической энергии, а также постепенное повышение указанных коэффициентов до максимального значения к 2020 году (для генерирующих объектов, мощность которых продается по договорам о предоставлении мощности, – к 2017 году).

Целью внесенных изменений является конкретизация условий проведения в 2015 году конкурентных отборов мощности на период 2016–2019 гг., в связи с чем:

1)   скорректирована процедура проведения конкурентного отбора мощности (определение спроса при проведении конкурентного отбора мощности как функция цены);

2) исключены:

  • применение предельного размера цены на мощность;

  • выделение объёмов мощности, в отношении которых указаны наиболее высокие цены в заявках на конкурентный отбор мощности.

3) изменен порядок отнесения генерирующих объектов к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме.

Для этих целей внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности», а также в Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике»).

Так, Постановление № 893 предусматривает, что спрос на мощность по каждой ценовой зоне определяется как функция цены мощности, определяемой по итогам конкурентного отбора мощности.

Для определения указанной функции по ценовой зоне для каждого конкурентного отбора мощности используются следующие параметры, задающие две точки спроса на мощность:

  • объем в первой точке спроса на мощность равен объему спроса на мощность по соответствующей ценовой зоне, который определяется в соответствии с утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферетопливно-энергетического комплекса, порядком определения величины спроса на мощность для проведения долгосрочного конкурентного отбора мощности исходя из прогнозируемого в год поставки максимального часового потребления электрической энергии в ценовой зоне с учетом объемов потребления электрической энергии на собственные и хозяйственные нужды производителей электрической энергии и величины планового коэффициента резервирования мощности для соответствующей ценовой зоны;

  • при определении спроса на мощность в соответствии с порядком определения величины спроса на мощность для проведения долгосрочного конкурентного отбора мощности учитываются также генерирующие объекты, функционирующие на розничных рынках электрической энергии и мощности, в отношении которых на оптовом рынке не зарегистрирована группа точек поставки, и генерирующие объекты, мощность которых должна поставляться на оптовый рынок в соответствующем году, а также объем электрической энергии, соответствующий объему поставки мощности в зарубежные энергосистемы;
  • при проведении долгосрочных конкурентных отборов мощности в 2015 году значение планового коэффициента резервирования соответствует значению, определенному в установленном порядке для конкурентного отбора мощности на 2016 год, а величина спроса на мощность для ценовой зоны определяется как сумма величин спросов на мощность для зон свободного перетока, относящихся к соответствующей ценовой зоне, определенных в соответствии с указанным порядком определения величины спроса на мощность для проведения долгосрочного конкурентного отбора мощности; цена в первой точке спроса на мощность, установленная для каждой ценовой зоны Правительством Российской Федерации; объем во второй точке спроса на мощность, равный увеличенному на 12 процентов объему в первой точке спроса на мощность; цена во второй точке спроса на мощность, установленная для каждой ценовой зоны Правительством Российской Федерации;
  • спрос на конкурентном отборе мощности задается зависимостью цены от объема, которая графически представляется в виде отрезка прямой, который начинается в первой точке спроса на мощность и проходит через вторую точку спроса на мощность.

Внесенные Постановлением №893 изменения предусматривают, что до 31 октября 2015 г. проводится долгосрочный конкурентный отбор мощности с началом периода поставки с 1 января 2016 г.

До 15 декабря 2015 года проводятся долгосрочные конкурентные отборы мощности со следующими датами начала поставки: с 1 января 2017 года; с 1 января 2018 года; с 1 января 2019 года.

Начиная с 2016 года ежегодно до 15 сентября проводятся долгосрочные конкурентные отборы мощности с периодом поставки мощности по итогам таких отборов с 1 января календарного года, наступающего через 3 календарных года после проведения долгосрочного конкурентного отбора мощности.

При проведении конкурентного отбора мощности генерирующие объекты, в отношении которых поданы ценопринимающие заявки, включаются в число отобранных генерирующих объектов.

При проведении конкурентного отбора мощности системный оператор обязан в порядке, определенном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, включить в число отобранных по итогам конкурентного отбора мощности генерирующих объектов такие объекты, в отношении которых в ценовых заявках поставщиков указана наиболее низкая цена, при условии, что на мощность указанных генерирующих объектов существует спрос.

В части цены на мощность, продаваемой по итогам конкурентного отбора мощности, предусмотрено, что она устанавливается для каждой ценовой зоны с соблюдением следующих условий:

1) цена на мощность, продаваемую по итогам конкурентного отбора мощности, одинакова для всех генерирующих объектов, отобранных по итогам конкурентного отбора мощности в одной ценовой зоне;

2) цена на мощность, продаваемую по итогам конкурентного отбора мощности, соответствует максимальной из следующих цен:

  • цен, указанных в ценовых заявках в отношении генерирующих объектов, отобранных в соответствующей ценовой зоне по итогам конкурентного отбора мощности,
  • и цены, при которой определенная функция спроса принимает значение, равное совокупному объему мощности генерирующих объектов, отобранных по итогам конкурентного отбора мощности в соответствующей ценовой зоне, генерирующих объектов, мощность которых подлежит оплате в этой ценовой зоне вне зависимости от результатов конкурентного отбора мощности, с учетом объема поставки мощности между ценовыми зонами.

В части порядка отнесения генерирующих объектов к объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме, Постановление № 893 устанавливает, что к таким объектам относятся генерирующие объекты, определенные решением Правительства Российской Федерации на основании предложений Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики.

Предложения Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики формируются Министерством энергетики РФ на основании:

  • заявления участника оптового рынка о намерении поставлять мощность в вынужденном режиме;
  • заключения системного оператора об угрозе наступления последствий, предусмотренных Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, в результате вывода объекта из эксплуатации в году, на который проводится конкурентный отбор мощности, с учетом рассмотрения перечня замещающих мероприятий, необходимых для обеспечения возможности вывода генерирующего объекта из эксплуатации;
  • заключения совета рынка о последствиях отнесения генерирующего объекта к генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме;
  • на основании решения органов местного самоуправления поселений или городских округов о приостановлении вывода из эксплуатации источника тепловой энергии, принятого в порядке, установленном законодательством о теплоснабжении (с приложением утвержденных в установленном порядке схем теплоснабжения);
  • заключения о невозможности вывода из эксплуатации источника тепловой энергии высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), на территории которого теплоснабжение потребителей тепловой энергии осуществляется с использованием тепловой энергии, производимой на соответствующем источнике.

В решении Правительства РФ указывается срок, в течение которого мощность генерирующего объекта поставляется в вынужденном режиме, но не более 4 лет, а также основания отнесения генерирующего объекта к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме.

К генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме, может быть отнесен генерирующий объект, в отношении которого выставлено требование уполномоченного органа о приостановлении вывода из эксплуатации в соответствии с Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации.

При этом поставка мощности в вынужденном режиме в связи с выставлением указанного требования осуществляется в течение периода, на который приостановлен вывод соответствующего генерирующего объекта из эксплуатации, при условии, что мощность этого генерирующего объекта не поставляется в течение указанного периода по результатам конкурентного отбора мощности и генерирующий объект не отнесен на этот период к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме, с целью обеспечения теплоснабжения потребителей, необходимого для функционирования систем жизнеобеспечения.

Также следует отметить, что Распоряжением Правительства РФ от 27.08.2015 № 1651−р установлены следующие значения цены на мощность, используемые для определения спроса на мощность при проведении в 2015 году долгосрочного конкурентного отбора мощности с началом периода поставки с 1 января 2016 года:

  • в первой точке спроса на мощность для первой ценовой зоны оптового рынка электрической энергии и мощности - 150 тыс. рублей за 1 МВт мощности в месяц, для второй ценовой зоны оптового рынка электрической энергии и мощности – 210 тыс. рублей за 1 МВт мощности в месяц;
  • во второй точке спроса на мощность для первой ценовой зоны оптового рынка электрической энергии и мощности - 110 тыс. рублей за 1 МВт мощности в месяц, для второй ценовой зоны оптового рынка электрической энергии и мощности – 150 тыс. рублей за 1 МВт мощности в месяц.

Прежнее распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2015 года № 1470−р признано утратившим силу.

Связанные услуги

Связанные отрасли

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение