26 февраля 2015 |
Аналитический обзор ключевых изменений законодательства, регулирующего отношения в энергетике России в 2014 годуПосле продолжительного периода развития (модернизации) законодательства в сфере энергетики, пик которого пришелся на 2010–2012 гг., 2014 г. не был столь богат на существенные изменения. Ключевым результатом тотальной корректировки законодательства в части электроэнергетики стали новые Правила оптового рынка электрической энергии (мощности)[1], Правила функционирования розничных рынков электрической энергии[2], Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в сфере электроэнергетики[3]; в части теплоснабжения – Закон «О теплоснабжении»[4], Правила организации теплоснабжения[5], Основы ценообразования в сфере теплоснабжения[6]; в части водоснабжения – Закон «О водоснабжении и водоотведении»[7], Правила организации холодного[8] и горячего[9] водоснабжения; в части газоснабжения были внесены существенные корректировки в Положение о государственном регулировании цен на газ[10], а также принят ряд нормативно-правовых актов, устанавливающих особенности ценообразования в отношении перечисленных видов деятельности. Указанные акты, закрепив основные принципы взаимодействия субъектов в сфере электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, стали основой для разработки и внедрения комплекса нормативно-правовых актов, направленных на улучшение взаимодействия участников указанных рынков, сервиса обслуживания потребителей, повышения качества и надежности энергоснабжения потребителей. В этой связи в 2014 г. основными задачами для корректировки законодательства являлись:
В результате в 2014 г. в электроэнергетике были приняты следующие ключевые изменения. I. В части электроснабжения I.1. С 1 января 2014 г. в большинстве регионов России прекратил действовать механизм «последней мили» В соответствии с Федеральным законом от 06.11.13 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и ст. 81 Федерального закона «Об акционерных обществах» (вступившем в силу с 06.11.13), с 1 января 2014 г. не допускается передача в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью территориальным сетевым организациям объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии. Законом предусмотрены исключения, в соответствии с которыми возможна передача в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью территориальным сетевым организациям объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии:
I.2. С февраля 2014 г. были существенно скорректированы Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям В 2014 г. был существенно изменен порядок доступа к электрическим сетям в целях снижения срока технологического присоединения и сокращения количества обязательных процедур[11], совершаемых в рамках указанного процесса. В частности, постановлениями Правительства РФ от 10.02.14 № 95, от 20.02.14 № 130 были закреплены:
I.3. С марта 2014 г. были внесены изменения касательно особенностей правового статуса сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя Постановлением Правительства РФ от 07.03.14 №79 были закреплены:
I.4. С августа 2014 г. был существенно скорректирован порядок определения стоимости услуг по передаче электрической энергии Постановлением Правительства РФ от 31.07.14 года № 740 были внесены императивные правила касательно определения объемов и стоимости услуг по передаче электрической энергии:
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.13 № 35-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в части порядка доступа к сетям газоснабжения. Закон «О газоснабжении в Российской Федерации» был дополнен ст. 23.2. (государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям), в соответствии с которой:
В результате:
Таким образом, в настоящее время порядок подключения к сетям газоснабжения во многом схож с порядком технологического присоединения к электрическим сетям и предоставляет потребителям исчерпывающий набор правовых инструментов для диалога с газоснабжающими (газотранспортными) организациями в части определения условий доступности сетей газоснабжения, сроков подключения, а также стоимости подключения.
III. В части теплоснабжения Ключевым вопросом, ставшим предметом широкого обсуждения как со стороны органов государственной власти, так и со стороны бизнес-сообщества стал вопрос ценообразования с учетом метода альтернативной котельной в рамках создания новой модели рынка тепла. В результате Распоряжением Правительства РФ от 02.10.14 № 1949-р был утвержден план мероприятий (дорожная карта) касательно внедрения целевой модели рынка тепловой энергии. Предусмотренная дорожной картой новая модель рынка тепловой энергии направлена на стимулирование развития эффективных источников тепла с учетом долгосрочных программ инвестирования.
Переход к новой модели предполагается осуществить в первую очередь посредством внедрения модели альтернативной котельной, а также посредством наделения единой теплоснабжающей организации (далее – ЕТО) функциями гарантирующего поставщика[12] по поставке всех товаров и услуг в сфере теплоснабжения в границах зоны своей деятельности и исполнения функций, связанных с оперативным управлением системой теплоснабжения. Переход к новой модели рынка тепловой энергии предусматривает реализацию ответственными ведомствами мероприятий, предусмотренных дорожной картой, в том числе направленных на:
[1] Постановление Правительства РФ от 27.12.10 № 1172 (ред. от 23.08.14).
[2] Постановление Правительства РФ от 04.05.12 № 442 (ред. от 11.08.14). [3] Постановление Правительства РФ от 29.12.11 № 1178 (ред. от 29.10.14). [4] Федеральный закон от 27.07.10 № 190-ФЗ (ред. от 14.10.14) «О теплоснабжении». [5] Постановление Правительства РФ от 08.08.12 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации). [6] Постановление Правительства РФ от 22.10.12 № 1075 (ред. от 02.10.14) «О ценообразовании в сфере теплоснабжения». [7] Федеральный закон от 07.12.11 № 416-ФЗ (ред. от 14.10.14) «О водоснабжении и водоотведении». [8] Постановление Правительства РФ от 29.07.13 № 644 (ред. от 14.11.14) «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". [9] Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 642 (ред. от 26.03.2014) "Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 13.02.06 № 83. [10] Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 (ред. от 18.10.14) «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации». [11] Распоряжение Правительства РФ от 30.06.12 № 1144-р (ред. от 17.08.13) «Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) «Повышение доступности энергетической инфраструктуры». [12] По аналогии с регулированием отношений в сфере электроэнергетики.
|
Связанные отрасли
VEGAS LEX_Татаринов_Энергорынок_01.2015
Скачать файлФайл добавлен | 15.07.2016 |
Презентация | .pdf (85 Кб) |