29 марта 2019 |
Истекают сроки на установление санитарно-защитных зонИсточник: Ежемесячный научно-технический журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда" Дмитрий Моторин, Старший юрист Экологического направления По итогам обсуждения вопросов оптимизации процедур установления зон с особыми условиями использования территорий, в том числе санитарно-защитных зон (далее – СЗЗ), в 2016 году было принято решение о передаче полномочий по регулированию общего порядка установления таких зон непосредственно Правительству РФ. При этом Роспотребнадзору также было поручено актуализировать требования санитарных правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В 2017 году соответствующие изменения[1] были внесены в часть 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и уже в прошлом году Правительство РФ утвердило Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон[2] (далее – Правила). Поскольку в скором времени истекает переходный период, в течение которого хозяйствующие субъекты были обязаны провести соответствующие исследования (измерения) и обратиться с заявлением об установлении СЗЗ, необходимо еще раз напомнить об общих положениях Правил.
Область примененияСогласно пункту 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее – объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования. Указанное коррелирует с положениями пункта 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, который, помимо прочего, устанавливает, что источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ. Правила не распространяются на случаи установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарно-защитных зон источников ионизирующего излучения. Первоначальная редакция Правил предусматривала сохранение СЗЗ аэродромов как самостоятельной зоны с особыми условиями использования территории даже при наличии установленных приаэродромных территорий. Поскольку это приводило к избыточному регулированию и увеличению расходов правообладателей аэродромов на подготовку документов, необходимых для установления приаэродромных территорий и СЗЗ аэродромов, было принято решение об исключении[3] таких объектов из области применения Правил. Режим СЗЗПункт 5 Правил устанавливает ограничения для земельных участков в границах СЗЗ, запрещая их использование в целях: a) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводств; b) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями. При этом указанные в подпункте "б" пункта 5 Правил ограничения могут не устанавливаться, в случае если проект СЗЗ будет содержать обоснование возможности такого использования, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (подпункт "д" пункта 16 Правил). Со дня установления СЗЗ на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям. Реконструкция указанных объектов капитального строительства осуществляется только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, предусмотренными решением об установлении СЗЗ. Стоит отметить, что, поскольку режим территории санитарно-защитных зон более детально регулируется разделом V СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, частичное заимствование его положений и инкорпорация их в регулирующий процедуру документ является излишней и нецелесообразной. Более того, это создает правовую неопределенность, поскольку пункт 5 Правил и раздел V СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не идентичны в своих формулировках и размерах ограничений. Например, из пункта 5 Правил был исключен запрет на возможность размещения объектов дачного хозяйства[4], однако пункт 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 все еще запрещает размещать в границах СЗЗ индивидуальные дачные участки. Установление, изменение и прекращение существования СЗЗОдним из ключевых моментов Правил является положение о том, что сведения о создании санитарно-защитной зоны вносятся в Единый государственной реестр недвижимости, а сама санитарно-защитная зона считается установленной со дня внесения соответствующих сведений. Требование о необходимости фиксации в соответствующем реестре сведений об ограничениях использования земельного участка в связи с установлением СЗЗ назрело давно, и оно безусловно облегчает жизнь участникам хозяйственного оборота. Решение об установлении, изменении и прекращении существования СЗЗ принимается на основании заявления правообладателя объекта или застройщика. Правила устанавливают основания, при наличии которых данные лица обязаны обратиться с заявлением. Так, застройщик обязан подать заявление об установлении или изменении при планировании строительства или реконструкции объекта не позднее чем за 30 дней до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство. Правообладатель обязан подать заявление:
Важным является установление права для заинтересованных физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, которые не являются правообладателями объектов, на обращение в уполномоченный орган с соответствующим заявлением за уклоняющегося от обязанности правообладателя. Заинтересованное лицо может подать заявление только в целях (i) изменения СЗЗ в части уменьшения ее размеров и (или) прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков (ii) прекращения существования санитарно-защитной зоны. В обоснование такого заявления необходимо предоставить результаты исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта). Как указывалось выше, для правообладателей объектов капитального строительства, которые введены в эксплуатацию до вступления в силу Правил, и застройщиков, получивших разрешение до вступления в силу Правил, предусмотрен переходный период в один год для подачи заявления на установление (изменение) СЗЗ. Для владельцев земельных участков, расположенных в границах СЗЗ таких объектов, также установлен льготный период в два года на приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом СЗЗ. Формы заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ утверждены Приказом Роспотребнадзора от 05.12.2018 № 1000. К заявлению об установлении или изменении СЗЗ прилагаются проект СЗЗ и заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении такого проекта. Сам проект СЗЗ должен содержать сведения о размерах и границах СЗЗ с их обоснованием, перечень ограничений использования земельных участков, а также, в случае отказа от установления ограничений использования земельных участков в целях, указанных в подпункте "б" пункта 5 Правил – обоснование возможности использования участков в таких целях. Срок на принятие уполномоченным органом решения относительно СЗЗ составляет 15 дней со дня поступления заявления. В случае отказа в принятии решения об установлении или изменении СЗЗ, основания для которого установлены в пункте 27 Правил, заявитель в срок не более 3 месяцев со дня направления ему уполномоченным органом уведомления об отказе обязан устранить основания и направить заявление повторно. При этом, несмотря на возможность получения отказа в принятии решения о прекращении существования СЗЗ, аналогичных требований к срокам для повторной подачи заявления не установлено. Перехода прав на объект, в отношении которого установлена СЗЗ, принятие нового решения или внесение изменений в ранее принятые решения не требует. ЗаключениеУтвержденные Правительством РФ Правила в рамках работ по совершенствованию Земельного и Градостроительного законодательства в части установления зон с особыми условиями использования территорий служат целям улучшения механизма установления санитарно-защитных зон, в том числе путем предоставления дополнительных гарантий защиты прав заинтересованных лиц путем внесения сведений о таких зонах в ЕГРН. В тоже время Правила представляются достаточно сырыми, поскольку по прошествии менее года с момента их утверждения в правоприменительной практике уже возникло много вопросов относительно реализации предусмотренного ими порядка установления, изменения или прекращения существования СЗЗ (особенно в части сроков принятия решений, требований к проектам СЗЗ и режиму использования земельных участков в границах СЗЗ). В связи с этим, а также с учетом вопросов, возникших в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ[5], в настоящее время ведется разработка нового Положения о санитарно-защитных зонах[6], с момента принятия которого Правила утратят силу. [1] Федеральный закон от 01.07.2017 № 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" [2] Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" [3] Постановление Правительства РФ от 31.05.2018 N 635 "О внесении изменений в Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" [4] Постановление Правительства РФ от 21.12.2018 N 1622 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" [5] Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" [6] См. Проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о санитарно-защитных зонах и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Режим доступа - https://regulation.gov.ru/p/87835). |
Моторин_Промбез_Истекают сроки на установление СЗЗ_03.2019
Скачать файлФайл добавлен | 01.04.2019 |
Презентация | .pdf (307 Кб) |