Российские генерирующие компании встревожены решениями налоговых органов и судов, отказывающих в применении льготных ставок налога на имущество в отношении сетевого оборудования, которое находится на балансе генераторов. Соответствующие письма с просьбой о продолжении применения льготных налоговых ставок направлены в адрес Минэнерго, Федеральной налоговой службы и Комитета Госдумы по энергетике. Как сообщают сами энергетики, несмотря на то что Налоговый кодекс РФ распространяет действие данной льготы на все энергокомпании, в том числе не относящиеся к сетевому сектору, в последнее время наблюдается тенденция применения данных льгот исключительно к профильным сетевым компаниям. Между тем на балансе генерирующих компаний, образовавшихся в ходе разделения АО-энерго по видам бизнеса, находятся и сетевые объекты.
Сообщение об инициативе энергетиков, которым начали отказывать в применении налоговых льгот еще в 2014 году, появилось в газете «Коммерсантъ» в середине мая текущего года. В числе компаний, встревоженных изменением позиции налоговых органов и судебной практики, – ОАО «РусГидро», ОАО «Интер РАО», крупнейшая частная энергокомпания ОАО «Волжская ТГК», ОАО «ТГК-2». «Налоговый кодекс распространяет действие данной льготы на все энергокомпании, независимо от принадлежности владельца имущества к генерирующему или любому другому несетевому сектору электроэнергетики, – сообщает пресс-служба ОАО «РусГидро». – Дополнительных начислений налога на данный вид имущества в отношении нашей компании пока не было. Тем не менее мы намерены совместно с другими генерирующими компаниями отстаивать свою позицию и продолжать аргументированно и последовательно доказывать регулирующим органам негативный характер иных трактовок данного положения Налогового кодекса». «В случае ОАО «ВоТГК» налоговые льготы в основном касаются имущества, связанного с передачей тепловой энергии, – сообщает крупнейшая частная энергокомпания РФ. – В настоящий момент суммарный объем не подтвержденных налоговыми органами льгот на имущество составляет 198 миллионов рублей (за период с 2010 по 2014 год). Наша компания оспаривает соответствующие решения налоговых органов в судебном порядке. Согласно прогнозам, объем не подтвержденных налоговыми органами льгот на 2015 год может составить дополнительно 17,5 миллиона рублей».
«Описанная энергетиками проблема хорошо знакома нам, – подтверждает Екатерина Костромина, генеральный директор и управляющий партнер юридической компании «НАФКО-Консультанты», которая ведет проекты, связанные с выявлением и применением налоговых льгот для предприятий электроэнергетики. – Налоговые органы не только не подтверждают вновь заявляемые, но и снимают ранее применявшиеся компаниями льготы, предусмотренные пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ. Доначисления составляют сотни миллионов рублей, размер претензий налоговиков по данному основанию растет из года в год. Мы наблюдаем последовательное изменение судебной практики в сторону отрицательной в отношении электросетевого хозяйства, находящегося на балансе генерирующих предприятий, на протяжении последних двух лет. Применение указанной налоговой льготы, абсолютно обосновано со стороны налогоплательщика – производителя электроэнергии, так как процесс ее производства и передачи единый и непрерывный и подчинен законам физики. Такой же точки зрения придерживаются эксперты – ведущие энергетические вузы и научно-исследовательские учреждения данной направленности, которых мы привлекаем на досудебной стадии рассмотрения налогового спора для подтверждения позиции налогоплательщика.
Энергетические компании самостоятельно и с привлечением налоговых консультантов обжалуют решения налоговых органов как путем обращения в вышестоящие налоговые органы (ФНС), так и в судебном порядке. Эффективность досудебного порядка обжалования можно оценить как нулевую: налоговые органы всех уровней придерживаются единой позиции – отрицательной.
Что касается судебного оспаривания, то, к сожалению, тенденция такова: в настоящий момент суды, рассматривающие данную категорию дел, игнорируют доказательства, представляемые налогоплательщиком, а также результаты судебных экспертиз, где эксперт подробно обосновывает правомерность отнесения льготированных основных средств к электросетевому оборудованию. В связи с наличием подобных фактов в нашей судебной практике мы положительно оцениваем инициативу энергетиков, обратившихся в органы государственной власти и обозначивших сложившуюся в отрасли проблему применения данной льготы, и активно поддерживаем ее».
«Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, – сообщает Александр Киселев, юрист практики по проектам в энергетике юридической фирмы VEGAS LEX, эксперт журнала «Энергетика и Право». – В силу пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса освобождаются от налогообложения организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается правительством Российской Федерации.
Из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий:
- имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ;
- имущество поименовано в перечне, утвержденном правительством Российской Федерации;
- имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Таким образом, для получения права на налоговую льготу при соблюдении вышеуказанных условий не имеет значения, в чьей собственности находится имущество. И владельцы генерирующего оборудования, и сетевые компании обладают равным статусом по смыслу норм налогового законодательства.
Следовательно, новое «толкование» налоговыми органами положений статьи 381 НК РФ расходится с правоприменительной практикой и является не до конца обоснованным. Таким образом, в ближайшее время стоит ожидать увеличения числа судебных разбирательств собственников генерирующего оборудования с налоговыми органами и получения судебной оценки допустимости отказа в получении льготы по налогу на имущество».
Павел Иккерт, руководитель практики налогового права юридической компании «НАФКО-Консультанты», и Ирина Мостовая, главный юрист практики налогового права юридической компании «НАФКО-Консультанты», прокомментировали ситуацию так:
«С 2004 года налогоплательщикам по налогу на имущество пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ предоставлена льгота в отношении находящегося на балансе имущества, которое поименовано в постановлении правительства РФ от 30.09.2004 № 504. При этом льгота была предоставлена всем без исключения организациям (энергетика, металлургия, транспорт, легкая промышленность и т. п.).
Если говорить о сфере электроэнергетики, то указанная налоговая льгота была предоставлена в отношении всех без исключения энергетических компаний, на балансе которых находилось льготируемое оборудование, безотносительно принадлежности этих компаний к генерирующим, передающим электроэнергию по линиям электропередачи (сетевым компаниям) или сбытовым.
Объясняется это тем, что технологический процесс выработки, передачи и потребления электроэнергии является единым и одномоментным процессом, а основные средства электростанции участвуют в том числе и в процессах передачи электроэнергии.
В период с предоставления законодателем данной льготы и до 2013 года сложилась понятная и единообразная практика налоговых органов и судов, согласно которой льгота по налогу на имущество предоставляется всем без исключения субъектам электроэнергетики.
Однако начиная с 2014 года, в отсутствие изменений в налоговом законодательстве по применению этой льготы, налоговые органы стали исходить из права на льготу лишь «избранных» субъектов энергетики – передающих электроэнергию организаций, с чем без наличия весомых аргументов стали соглашаться арбитражные судебные инстанции, в отсутствие разъяснений по данному вопросу со стороны высших судебных инстанций.
Таким образом, субъекты – производители электроэнергии, на которых предусмотренная законом льгота, безусловно, распространяется, фактически оказались лишенными права на гарантированную государством льготу.
Хотелось бы особо отметить, что ничем не продиктованные «колебания» арбитражной судебной практики, вытекающие из претензий налоговых органов, крайне негативно влияют на отрасль в целом, а именно – на возможность и сроки реализации компаниями как инвестиционных программ (строительство новых энергообъектов, модернизации производства), так и социальных проектов.
Но самое главное – неправомерное увеличение налоговой нагрузки учитывается при утверждении тарифов на электроэнергию, что напрямую влияет на конечного потребителя».