26 февраля 2016 |
Как учитывать плату за большегрузыПлата за большегрузы (2 ур.) С 15 ноября 2015 года компании, которые используют грузовые автомобили с массой свыше 12 тонн, обязаны компенсировать вред федеральным автотрассам. Соответствующие нормы установили федеральные законы от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ (п. 1 ст. 31.1), от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ (п. 3 ст. 3, п. 2 ст. 6), постановление Правительства от 18 мая 2015 г. № 474. Документ (на поля) Правила взимания платы… утверждены постановлением Правительства от 14 июня 2013 г. № 504 Деньги собирают через систему "Платон". Владельцы двенадцатитонников перечисляют суммы оператору - ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" (распоряжение Правительства от 29 августа 2014 г. № 1662-р). А он отправляет их в федеральный бюджет. Компания должна зарегистрировать указанные автомобили в системе, чтобы получить к ней доступ и открыть лицевой счет. Сделать это можно через сайт http://platon.ru или в центрах информационной поддержки пользователей. А также через терминал самообслуживания. Есть возможность получить и разовые маршрутные карты. Тогда лицевой счет не оформляют. Размер платы - 3,73 руб. за один километр пути. Но пока ее рассчитывают с понижающими коэффициентами. Значения – в таблице ниже. Размер платы за большегрузы
* Такие цифры Росавтодор привел в разъяснении "По обоснованию тарифа и порядку передвижения по платным дорогам для пользователей системы взимания платы "Платон"".
Деньги, которые поступили на лицевой счет, оператор списывает по мере того, как автомобиль движется по федеральным трассам. То есть компания оплачивает проезд авансом. Пройденный путь оператор определяет одним из способов: - с помощью прибора автоматической фиксации движения (его выдают бесплатно, и он передает сведения оператору); - по предварительно оформленной маршрутной карте. Лишние деньги компания сможет вернуть. Для этого нужно подать заявление оператору, если деньги в бюджет он еще не перечислил. Либо - администратору соответствующих доходов бюджета. Документ (на поля) Порядок возврата Владельцу Транспортного Средства денежных средств, не перечисленных либо излишне перечисленных оператором в доход федерального бюджета - на сайте оператора http://platon.ru в разделе "Информация для пользователей/ Документы" Налоги (2 ур.) Проблема в том, что с одной стороны, плата за вред автодорогам обязательна. А с другой стороны – это не налог и не сбор. Такая схема, когда деньги в федеральный бюджет государство получает не напрямую, а через посредника, вызывает вопросы. В частности, по поводу того, как квалифицировать эти затраты и как их учитывать. Налог на прибыль (3 ур.) При расчете налога на прибыль Минфин разрешает признать плату за большегрузы в прочих расходах. Основание - подпункт 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Это подтверждает письмо от 27 ноября 2015 г. № 19-02-05/7/69769. В нем чиновники разъяснили, что такая плата носит компенсационный характер. И для владельцев транспорта она - обязательное условие для того, чтобы они могли пользоваться автодорогами. Плату признают в расходах на дату, когда ее начислил оператор. То есть в том периоде, когда машина проехала по автотрассе (п. 1, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). А какими документами подтвердить расходы? Оператор отреагировал на указанное письмо Минфина № 19-02-05/7/69769. И сообщил, что система автоматически ведет персонифицированные записи по каждому владельцу. Компания может получить выписку по своему лицевому счету. В ней будут все необходимые сведения: сумма начисленной платы по конкртеному автомобилю, наименование операции, время, дата ее совершения, фактическая протяженность маршрута. Такой выписки со всеми реквизитами, которые предусматривает пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, по мнению оператора, достаточно, чтобы подтвердить расходы. Получить ее компания может по электронным каналам связи, включая личный кабинет. Либо в центре информационной поддержки пользователей – тогда ее выдадут на бумаге с подписью уполномоченного лица и печатью. Разъяснения о том, какими документами подтвердить расходы в виде платы за большегрузы, можно найти на сайте http://platon.ru в разделе "Информация для пользователей/ Документы" Правда, финансисты в качестве подтверждающего документа называют отчет оператора. В нем должен быть маршрут автомобиля, а также начальная и конечная даты поездки. И кроме того, специалисты финансового ведомства указывают, что помимо отчета нужна еще первичка. Она должна подтверждать, что данный автомобиль компания использовала на соответствующем маршруте. Ее составляет сама компания (письма Минфина от 11 января 2016 г. № 03-03-РЗ/64, от 28 декабря 2015 г. № 03-03-06/1/76740). Что сказать по поводу отчета? Из пункта 1 статьи 252 НК следует, что налогоплательщик вправе подтвердить расходы любыми документами. Выписка оператора содержит сведения, которые чиновники считают необходимыми. Отсюда можно сделать вывод, что если оператор не выдает отчет, а предоставляет только выписку, то она может служить первичным учетным документом. При условии, что оператор оформляет ее со всеми необходимыми реквизитами. Налог на добавленную стоимость (3 ур.) В том же письме № 03-11-11/57133 Минфин предупредил, что плата за проезд большегрузов с НДС никак не связана. Упрощенка (3 ур.) А вот упрощенцы с объектом "доходы минус расходы", по мнению финансистов, такие расходы учитывать не должны. Поскольку к налогам или сборам данный платеж не относится (письмо Минфина от 6 октября 2015 г. № 03-11-11/57133). Бухгалтерский учет (2 ур.) В бухучете рассматриваемую плату компания отражает как расходы по обычным видам деятельности. Расходы учитывают в соответствии с ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина от 6 мая 1999 года № 33н). Сумму платежа, которую списал оператор, признают в том отчетном периоде, в котором автомобиль выполнил рейс (п. 5 – 7, 16, 18 ПБУ 10/99). Поскольку к налоговым платежам плата за вред автотрассам не относится, следует использовать счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". А прибор фиксации, полученный безвозмездно, отразить на забалансовом счете. Пример. Как учитывать плату за большегрузы 14 марта 2016 года компания зарегистрировала большегруз в системе "Платон". Сразу же она бесплатно получила от оператора бортовое устройство стоимостью 2000 руб. И перечислила на открытый ей лицевой счет аванс в сумме 10 000 руб. По отчету оператора на 31 марта плата составила 3823 руб. Бухгалтер сделал следующие записи. 14 марта: ДЕБЕТ 013 - 2000 руб. – принято безвозмездно бортовое устройство; ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51 - 10 000 руб. – перечислен аванс оператору в счет платы за возмещение вреда автодорогам. 31 марта: ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 76 - 3823 руб. – списана на расходы плата за вред автодорогам. *** конец примера
Ответственность (2 ур.) Если владелец не оплатит рейс большегруза по федеральной автотрассе, его накажут. Меры ответственности устанавливает статья 12.21.3 КоАП. Штрафы – в таблице ниже. Санкции за бесплатный проезд большегрузов по федеральным трассам
* Оштрафовать могут только один раз в сутки, даже если за это время техника зафиксирует нарушение несколько раз.
Замечу: с 15 декабря 2015 года штрафы снизили (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 14 декабря 2015 г. № 378-ФЗ). До этой даты они составляли: - для компаний – 450 тыс. руб. (при повторном нарушении – 1 млн руб.); - для должностных лиц – 40 тыс. руб. (при повторном нарушении – 50 тыс. руб.). Такие суммы законодатели признали несоразмерными. |
Связанные отрасли
Гусев_Учет в строительстве_Советы юриста помогут учесть плату за большегрузы_02.2016
Скачать файлФайл добавлен | 26.02.2016 |
Презентация | .pdf (277 Кб) |