16 мая 2023 |
Кирилл Никитин для Право.ру: ВС РФ определит ответственность агрегаторов таксиИсточник: Юридический портал "Право.ру" Кирилл Никитин, Руководитель Экологического направления, управляющий Поволжской дирекцией
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края подало иск в Арбитражный суд Краснодарского края к восьми соответчикам (дело № А32-29202/2021). Среди них были «Яндекс.Такси», «Сити-Мобил», «Амальтея» (ему принадлежит мобильное приложение сервиса такси «MAXIM»). Ведомство попросило запретить незаконную и опасную деятельность компаний по предоставлению услуг службы такси. Требования Минтранса к ООО «Амальтея» суд выделил в отдельное производство и передал его по подсудности на рассмотрение АСГМ (дело № А40-263203/2021). Госорган считает, что приложение для вызова такси опасно для населения, поскольку распределяет заказы без проверки водителей, у которых может не оказаться лицензии на перевозку. Чиновники приравнивают агрегаторов к диспетчерским службам и настаивают: сервис обязан проверять документы перевозчиков, с которыми сотрудничает. «Амальтея» в ответ настаивает, что приложение выступает лишь информационным посредником между водителями и пассажирами, позволяя узнать цену поездки и заключить договор на перевозку. АСГМ согласился с этими доводами и указал, что компания не оказывает услуги перевозки и не зарабатывает на них, а водители сами решают: принимать или отклонять заказ. По мнению суда, контролировать наличие разрешений у перевозчиков должны госорганы, в том числе Минтранс, а не агрегаторы. В то же время пассажиры могут и сами выяснить, есть ли лицензия у таксиста, если проявят хотя бы минимальную внимательность и осмотрительность. АСГМ заметил, что наличие разрешения на перевозку еще не говорит о безопасности поездки, а его отсутствие не доказывает опасность перевозки. Суд обратил внимание, что работа таких сервисов не регулируется законом, поэтому нет оснований приравнивать его к диспетчерской службе и запрещать его работу. Апелляция и кассация поддержали это решение. Тогда Минтранс пожаловался в Верховный суд. В своей жалобе ведомство указало, что ч. 1 ст. 9 Закона № 69-ФЗ и ч. 1 ст. 3 Закона «Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае» («Амальтея» работает на территории именно этого региона) разрешают оказывать услуги такси только при наличии разрешения у перевозчика и только на том авто, который указан в документе. Минтранс убежден: распределяя заявки между водителями, компания не интересуется наличием у них водительских прав и лицензий, состоянием здоровья таксистов и исправностью автомобилей. Ведомство отмечает, что водители часто не оформляют разрешения и игнорируют предрейсовые медосмотры и техобслуживание машин. Принимая от людей заявки на перевозку, в том числе такими водителями, «Амальтея» оказывает опасные для населения услуги.
Судью Марину Пронину заинтересовали эти доводы, и она передала дело на рассмотрение экономколлегии. Судебное заседание состоится 14 июня 2023 года. Мнение юристов и попытки изменить практикуРуководитель дирекции юрфирмы VEGAS LEX Кирилл Никитин предполагает, что в рассматриваемом случае суды посчитали требование о запрете работы приложения крайней мерой, не соответствующей характеру нарушения. В любом случае решение ВС по этому спору станет прецедентным для участников рынка, уверен эксперт. Ведь перед Верховным судом впервые поставили вопрос о самой возможности работы агрегаторов. Пока же статус подобных приложений не урегулирован, констатирует Никитин.
Полная версия статьи и комментарии других экспертов доступны на сайте Право.ру по данной ссылке. ***
С перечнем услуг Фирмы можно ознакомиться здесь.
|