9 ноября 2015 |
Обзор изменений законодательства в сфере энергетики в октябре 2015Источник: Информационное агентство "Big Electric Power News" Юрий Татаринов, Руководитель Практики по проектам в энергетике 1.1. Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 № 1044 (Вступает в силу 10.10.2015) Постановлением внесены изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям. Изменения касаются: — уточнения оснований подачи заявки на технологическое присоединение – исключено основание для подачи заявки в случае необходимости "реконструкции энергопринимающих устройств";
— либерализации условий допуска в эксплуатацию энергоустановки без предварительного получения разрешения Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (в случае присоединения по третьей категории надежности к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно объектов лиц, указанных в пп. 121, 13 и 14 Правил, а также объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно (ранее – 10 кВ)); 1.2. Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1055 Вступает в силу 14.10.2015) Постановлением внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 ("О ценообразовании в сфере теплоснабжения"). В рамках изменений: — Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 дополнено п. 8, в соответствии с которым установление тарифов в сфере теплоснабжения с учетом изменений не является основанием для изменения (пересмотра) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов по субъектам РФ; — Основы ценообразования в сфере теплоснабжения дополнены:
1.3. Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1079 (Вступает в силу 21.10.2015) Постановлением от 09.10.2015 № 1079: — внесены изменения в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178); — утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике в рамках подпрограммы "Развитие и модернизация электроэнергетики" государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики";
— определена Методика расчета субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике в рамках подпрограммы "Развитие и модернизация электроэнергетики" государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики"; — Министерству энергетики Российской Федерации поручено:
— органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, функционирующим на территориях субъектов Российской Федерации, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике, предписано:
I. В части изменений в Основы ценообразования № 1178 Постановлением от 09.10.2015 № 1079 дополнен абзац 13 пункта 7 Основ ценообразования № 1178, предусматривающий что:
II. В части Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию перекрестного субсидирования 2.2. Субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств.
2.3. Субсидии перечисляются бюджетам субъектов Российской Федерации при условии: 2.4. Условия Соглашения между субъектом Российской Федерации и Минэнерго России, федеральным органом исполнительной власти предусмотрены п. 5 Правил предоставления субсидии. 2.5. Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 30 процентов и ниже 5 процентов расходного обязательства. 2.6. Суммарный размер субсидий по субъектам Российской Федерации не может превышать размер средств, предусмотренных в федеральном бюджете на цели ликвидации перекрестного субсидирования в электроэнергетике. 2.7. Получатель субсидии: — осуществляет перечисление территориальным сетевым организациям (получателям средств) субсидии; — представляет до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, в Министерство энергетики Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти отчет о расходах бюджета за отчетный год и о достижении значений показателей результативности использования субсидии. 2.8. Показателем эффективности использования субсидии является отношение средневзвешенного (по полезному отпуску электрической энергии из сети) по уровням напряжения единого котлового тарифа на услуги по передаче электрической энергии за год, следующий за отчетным годом, определяемого на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, к величине средневзвешенного (по полезному отпуску электрической энергии из сети) по уровням напряжения единого котлового тарифа на услуги по передаче электрической энергии на год, следующий за отчетным годом, предусмотренного графиком доведения цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии до экономически обоснованного уровня. 2.9. Перераспределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации не допускается. 2.10. В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения получателем субсидии условий ее предоставления к субъекту Российской Федерации применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации. 2.11. Внесение в Соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений показателей результативности использования субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий, не допускается в течение всего периода действия соглашения, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых показателей и индикаторов государственных программ Российской Федерации, а также в случае существенного (более чем на 20 процентов) сокращения размера субсидии. III. В части Методики расчета субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике в рамках подпрограммы "Развитие и модернизация электроэнергетики" государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики"
3.1. Методика устанавливает критерии отбора субъектов Российской Федерации, между бюджетами которых распределяются субсидии, предоставляемые из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию перекрестного субсидирования. 1.4. Постановление Правительства РФ от 17.10.2015 № 1114 (Вступает в силу 29.10.2015)
Постановлением:
— Признан утратившим силу подпункт "а" пункта 4 и подпункт "д" пункта 5 Правил расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 года № 846 "Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике". Утвержденные указанным Постановлением Правила расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении устанавливают порядок расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении на источниках тепловой энергии, тепловых сетях и теплопотребляющих установках потребителей тепловой энергии, за исключением:
1.5. Постановление Правительства РФ от 20.10.2015 № 1116 (Вступает в силу 30.10.2015) Указанным Постановлением: — утверждены изменения в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172), а также в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178), касающиеся вопросов регулирования цен на электрическую энергию и мощность в Калининградской области, а также по вопросам определения и применения надбавки к цене на мощность в целях частичной компенсации стоимости электрической энергии и мощности субъектов оптового рынка – производителей электрической энергии и мощности, генерирующее оборудование которых расположено в Калининградской области. — ФАС России при установлении регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность в отношении генерирующих объектов, функционирующих на территории Калининградской области, надлежит обеспечить учет средств, недополученных (излишне полученных) в предшествующем периоде регулирования вследствие несоответствия учтенных в регулируемых ценах (тарифах) показателей (в том числе удельного расхода топлива) фактическим значениям, а также дополнительных расходов, понесенных вследствие перехода указанных генерирующих объектов в работу с неполным проектным составом включенного основного оборудования в целях реализации решений Правительства Российской Федерации. — Утверждена Методика расчета регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность для генерирующих объектов тепловых электростанций, построенных и введенных в эксплуатацию на территории Калининградской области. В частности: — с 1 июля 2016 года стоимость мощности, продаваемой по итогам конкурентного отбора мощности в первой ценовой зоне оптового рынка субъектом оптового рынка, предусмотренным пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 октября 2015 года № 2098−р, рассчитывается с применением надбавки; — Величина указанной надбавки рассчитывается организацией коммерческой инфраструктуры как отношение следующих величин:
— В отношении генерирующих объектов тепловых электростанций, построенных и введенных в эксплуатацию на территории Калининградской области, в течение 180 месяцев со дня, предусмотренного в отношении соответствующего генерирующего объекта перечнем генерирующих объектов тепловых электростанций, подлежащих строительству на территории Калининградской области, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2015 года № 2098−р, регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию и мощность определяются по методике согласно приложению № 5(1) к Основам ценообразования № 1178, предусматривающей компенсацию в течение 180 месяцев после начала поставки мощности таких генерирующих объектов затрат на их строительство и эксплуатацию в полном объеме при условии исполнения поставщиком обязательств по поставке мощности, соблюдения установленных сроков начала поставки мощности и выполнения требований, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" 1.6. Постановление Правительства РФ от 24.10.2015 № 1138 (Вступает в силу 26.10.2015) Постановлением внесены изменения в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности в части сроков отбора проектов по поставке мощности на основе использования возобновляемых источников энергии. Так, изменения внесены в п. 196 Правил, в соответствии с которым в 2015 году такой отбор должен быть завершен до 30 ноября. В последующие годы отбор проектов должен завершаться не позднее 30 июня. По результатам отбора проектов заключаются договоры о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, период поставки мощности по которым начинается с 1−го числа месяца, указанного в представляемой участником оптового рынка заявке на участие в отборе проектов. 2.1. Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2015 №2065−р (Вступает в силу 15.10.2015) Распоряжением Правительства РФ в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, на основании предложений Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики утвержден перечень генерирующих объектов, мощность которых поставляется в вынужденном режиме в целях обеспечения: — надежного электроснабжения потребителей (перечень согласно приложению № 1, срок: 2016–2019); — надежного теплоснабжения потребителей (перечень согласно приложению № 2, срок: 2016–2019).
2.2. Распоряжение Правительства РФ — технические требования к генерирующим объектам тепловых электростанций, которые подлежат строительству на территории субъекта Российской Федерации, не имеющего административных границ с другими субъектами Российской Федерации и не относящегося к территориям островов, – Калининградской области; — перечень генерирующих объектов тепловых электростанций, подлежащих строительству на территории субъекта Российской Федерации, не имеющего административных границ с другими субъектами Российской Федерации и не относящегося к территориям островов, – Калининградской области. Надбавка к цене на мощность, применяемая в целях частичной компенсации стоимости электрической энергии и мощности субъектов оптового рынка – производителей электрической энергии и мощности, генерирующее оборудование которых расположено на территории субъекта Российской Федерации, не имеющего административных границ с другими субъектами Российской Федерации и не относящегося к территориям островов, — Калининградской области, определяется и используется организацией коммерческой инфраструктуры исключительно в отношении акционерного общества "Интер РАО — Электрогенерация". 2.3. Распоряжение Правительства РФ от 23.10.2015 № 2149−р (Опубликован 26.10.2015) Указанным Распоряжением внесены изменения в перечень генерирующих объектов, с использованием которых будет осуществляться поставка мощности по договорам о предоставлении мощности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2010 г. № 1334−р. Изменения внесены в раздел "Открытое акционерное общество „Территориальная генерирующая компания № 2“ в позиции, касающейся объекта № 3 (ПГУ ТЭЦ-450). Слова „31 декабря 2013 г.“ заменены словами „31 декабря 2016 г.“. 3.1. Приказ Минэнерго России от 23.07.2015 № 497 (Вступает в силу 01.11.2015) Указанным Приказом: — утвержден Административный регламент предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. — признан утратившим силу приказ Минэнерго России от 22 июня 2010 г. № 283 „Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования“. 3.2. Приказ Минэнерго России от 08.09.2015 № 620 (Вступает в силу 18.10.2015) Приказом утвержден Административный регламент предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по согласованию вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики. Заявителем в рамках предоставления государственной услуги является системный оператор Единой энергетической системы России (субъект оперативно-диспетчерского управления в соответствующей технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе). Результатом предоставления государственной услуги является: — согласование вывода объектов диспетчеризации из эксплуатации; — согласование вывода объектов диспетчеризации из эксплуатации с требованием его приостановления на срок не более двух лет. 4.1. Письмо Минстроя и ЖКХ от 4 сентября 2015 г. № 28485−ОЛ/04 Указанным Письмом дано разъяснение относительно вопроса предварительной оплаты коммунальных услуг потребителем в счет будущих расчетных периодов. Если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов. Приказом Минстроя России от 29 декабря 2014 г. № 924/пр утверждены: — примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг; — методические рекомендации по ее заполнению, которые носят рекомендательный характер. В пункте 5 методических рекомендаций установлено, что для оплаты потребителем услуг в суммах, не соответствующих указанным в платежном документе за расчетный период, в том числе для осуществления платежей в счет будущих расчетных периодов, рекомендуется выдавать потребителю незаполненный платежный документ, не содержащий расчет размера платы по каждому виду услуг, сумму к оплате, указание на расчетный период. Потребителю не рекомендуется вносить в платежный документ произвольные суммы за услуги по его усмотрению. Потребителю, который принял решение об осуществлении оплаты коммунальных услуг в счет будущих периодов, не требуется уведомлять об этом исполнителя коммунальных услуг либо платежного агента. Правилами „О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов“, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, не предусмотрено распределения платежей в счет будущих расчетных периодов пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. Указанные платежи учитываются в счет оплаты будущих периодов по результатам начисления соответствующих объемов коммунальных услуг в следующем расчетном периоде. 5.1. Письмо ФАС России от 05.10.2015 № АД 53812/ 15 В рамках указанного Письма ФАС России сообщает следующее. Из анализа норм законодательства о водоснабжении и теплоснабжении следует, что передача прав в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений, закрепление указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено. С момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 № 103−ФЗ „О внесении изменений в Федеральный закон „О концессионных соглашениях“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями закрепляться не могут. Действия по передаче прав на объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения путем закрепления указанных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за государственными или муниципальными предприятиями могут быть рассмотрены на предмет нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135−ФЗ „О защите конкуренции“. |