24 апреля 2015 |
Электроэнергия под контролемИсточник: Газета "ЭЖ-Юрист"
Переход от монополии РАО «ЕЭС России» к конкурентному рынку с участием множества участников привел к необходимости существенного обновления нормативного регулирования электроэнергетики. Кто и как это регулирование осуществляет? Нормативное обеспечение Бесперебойное обеспечение электрической энергией промышленных потребителей и населения является общегосударственной задачей. Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения, поэтому координация деятельности заинтересованных сторон на конкурентном рынке должна производиться с учетом достижения необходимого баланса интересов между инвесторами и государством. Следовательно, эффективное правовое регулирование отрасли выступает в качестве институциональной основы взаимоотношений производителей, поставщиков и потребителей электрической энергии. Нормативными основами электроэнергетики являются федеральные законы, среди которых центральное значение имеет Закон № 35-ФЗ, а также принимаемые в соответствии с ним постановления Правительства РФ, важнейшими из которых являются следующие: 1. Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике». 2. Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». 3. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности». 4. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям». Вместе с тем эффективное применение обширной нормативной базы участниками рынка невозможно без надлежащего контроля со стороны государственных регуляторов. В настоящее время наибольшими полномочиями по регулированию электроэнергетики обладают Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России) и Федеральная служба по тарифам (далее – ФСТ России). Полномочия по регулированию отношений на рынке электрической энергии двух указанных служб на первый взгляд являются схожими, однако при детальном анализе видны кардинальные различия в методах регулирования, а также в специфике осуществления контроля. Два вида контроля Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по тарифам (далее – Положение о ФСТ России), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 332, ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применениемна оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), с использованием установленных методов регулирования. Основными направлениями деятельности ФСТ России в электроэнергетике являются нормативное регулирование отрасли путем принятия обязательных к исполнению органами тарифного регулирования и регулируемыми организациями методических указаний, а также рассмотрение споров между указанными лицами, которые возникают при утверждении либо применении тарифных решений. На сегодняшний момент ФСТ России было принято свыше десятка методических указаний только в сфере электроэнергетике, что способствует устранению пробелов в ценовом регулировании отрасли. Следовательно, можно согласиться с мнением начальника юридического управления ФСТ России, согласно которому «система ценового регулирования в электроэнергетике в целом сложилась и является достаточно эффективной» (1). В течение всего периода реформы отрасли ФСТ России осуществляла эффективное ценовое регулирование, что привело к установлению понятных «правил игры» для всех участников рынка. Если ФСТ России обладает общерегулирующими полномочиями на рынке, то полномочия ФАС России сводятся к реагированию на конкретные случаи нарушения антимонопольного законодательства. Антимонопольный орган осуществляет надзор за состоянием конкуренции в электроэнергетике, реализуя свои контрольные функции путем возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства и путем выдачи обязательных для исполнения всеми хозяйствующими субъектами предписаний. При этом под антимонопольный контроль ФАС России подпадают преимущественно производители и продавцы электрической энергии, а также инфраструктурные организации, но не ее потребители. Применение же цен и тарифов, рассчитанных с использованием нормативных актов ФСТ России, обязательно и для потребителей электрической энергии. Следовательно, необходимо разделять ценовой контроль ФСТ России и антимонопольный контроль ФАС России. Таким образом, контроль за установлением и применением цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности относится к полномочиям ФСТ России и не входит в компетенцию антимонопольных органов. Указанная правовая позиция была подтверждена Постановлением Президиума ВАС от 28.12.2012 № 8433/11. Можно заключить, что функции ФАС России в части регулирования рынка оборота электрической энергии сводятся к реализации конституционных положений по обеспечению конкуренции и недопущению злоупотребления доминирующим положением. Иными словами, «основная задача антимонопольного органа состоит в защите публичного интереса» (2). Подводя итог, следует отметить, что в настоящее время применение одновременно ценового регулирования ФСТ России и антимонопольного регулирования ФАС России позволяет достигать эффекта синергии в государственном контроле за электроэнергетикой. Модель с двумя сильными регуляторами, принятая в России, с одной стороны, дает возможность участникам рынка оборота электрической энергии наиболее эффективно защищать свои экономические интересы и, с другой стороны, позволяет государству точечно влиять на поведение участников. 1. Изотова А.В. Правовые основы создания и функционирования системы ценового регулирования в электроэнергетике // Энергетическое право. 2013. N 1 2. Иванова Н.А. Рассмотрение арбитражными судами дел об оспаривании решений (предписаний) антимонопольного органа: отдельные процессуально-правовые аспекты // Арбитражный и гражданский процесс. 2014. № 12. |
Связанные отрасли
Киселев_Эж-Юрист_Электроэнергия под контролем_04.2015
Скачать файлФайл добавлен | 15.07.2016 |
Презентация | .pdf (300 Кб) |