17 июля 2015 |
Тарифы повернулись в ФАСПремьер Дмитрий Медведев предложил оптимизировать структуру правительства, включив Федеральную службу по тарифам в состав Федеральной антимонопольной службы. "Речь идет об оптимизации количества органов, которые исполняют близкие функции. К числу таковых относятся антимонопольная служба и Федеральная служба по тарифам", — сказал Медведев в среду на встрече с президентом Владимиром Путиным. Ранее служба по тарифам была частью антимонопольного ведомства, и к тому же ФАС работает успешно, добавил Медведев. "ФАС имеет очень высокий авторитет, даже мировой авторитет", — сказал Медведев. Возглавить новую структуру должен будет нынешний руководитель ФАС Игорь Артемьев. Федеральная служба по тарифам является федеральным органом, регулирующим деятельность естественных монополий. ФСТ осуществляет госрегулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, контролирует стоимость услуг в портах, аэропортах, транспортных терминалах, услуги почтовой связи. Функционал ФАС значительнее и насчитывает 12 основных направлений в сфере создания конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Помимо этого ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. Оба надзорных органа были созданы 25 лет назад, с 2004 года ФСТ возглавляет Сергей Новиков, ФАС — Игорь Артемьев. Поскольку функционал обоих ведомств частично пересекается, например, в части надзора за деятельностью естественных монополий или недискриминационного доступа к энергосетям, ведомства пребывают в состоянии перманентной борьбы за раздел сфер влияния. В 2013 году ФСТ предприняла попытку забрать у ФАС полномочия по регулированию естественных монополий. Тарифная служба подготовила поправки к закону о естественных монополиях, которые отбирали у ФАС функцию контроля сделок в этой сфере. Но идея не нашла поддержки в правительстве. За наращивание своих полномочий в сфере регулирования естественных монополий выступало еще одно заинтересованное ведомство — Минэкономразвития. Министр Алексей Улюкаев также считал целесообразным рассмотреть возможность создания единого регулятора. Но не в таком формате, который предложил премьер. "В этом случае регуляторные функции в отношении инфраструктурных отраслей могут быть выведены из-под компетенции отраслевых министерств и соответствующих служб (ФАС и ФСТ) и переданы вышеуказанному регулятору", — предлагал Улюкаев. При этом он не предлагал упразднить, объединить или создать новые структуры в структуре правительства. Улюкаев считал возможным создать единый регулятор в форме комиссии, которая бы согласовывала деятельность естественных монополий. "Это может быть комиссия, которая в большей степени согласовывает деятельность, в настоящее время рассогласованную довольно", — говорил Улюкаев. Минэкономразвития могло бы выступать как нормоустанавливающая организация, а ФСТ была бы как нормоприменяющая организация, добавлял Улюкаев. Но против такой надзирающей комиссии выступил бывший министр экономического развития, а сейчас помощник президента по экономическим вопросам Андрей Белоусов. "Это означает — забрать РЖД у Минтранса, "Газпром" у Минэнерго, подчинить их, видимо, я не знаю даже кому. Я не знаю, как они будут работать. Пока тенденция там обратная", — цитировал Белоусова "Интерфакс". Идея создания мегарегулятора, предложенная сегодня премьером, впервые прозвучала на заседании коллегии ФАС в марте прошлого года из уст первого вице-премьера Игоря Шувалова. Новый институт было предложено создавать по образцу регулятора финансовых рынков — Центробанка. Артемьев, естественно, тоже был за переподчинение ФСТ. Более того, Артемьев не раз заявлял, что естественные монополии должны вести бизнес на общих основаниях и не нуждаются в специальном надзоре за собой. Цель объединения — сдерживание необоснованного роста тарифов, поясняет источник "Газеты.Ru", знакомый с ситуацией. "Сейчас тарифы естественных монополий, а нередко и частных монополистов в регионах, не всегда обоснованы, формируются непрозрачно. Необходимо развернуть эту ситуацию к рынку, сделать тарифы более адекватными. Артемьев в этом смысле профессиональный боец", — говорит источник. Еще один аргумент "за" — тарифная служба не имеет региональных представителей и не может влиять на интересы бизнеса, подконтрольного главам регионов. ФАС же имеет региональные службы. Речь, впрочем, не идет о том, чтобы сравнять тарифы — необходимо учитывать специфику каждого региона, но сама тарифная политика должна быть унифицирована, добавляет источник. Слияние двух ведомств даст экономию бюджетных средств. Наконец, решается проблема дублирования полномочий ФАС и ФСТ, что очень неудобно для бизнеса. Аналоги подобных госструктур в других странах имеются, добавляет источник. В ФАС не комментируют предложение премьера. "После создания регулятора лоббистам естественных монополий будет сложнее пробивать свои предложения в ФАС, у службы не такая репутация, как у отраслевых министерств, что-то протолкнуть "по понятиям" не получится, — сообщил источник в ведомстве. Минус один — концентрация властных полномочий в одном ведомстве. ФАС и ФСТ конкурировали между собой, теперь ФАС будет и устанавливать правила игры, и следить за их соблюдением. "Это противоречит административной реформе, которую ранее провело правительство. Совмещение регулирования и надзора в принципе недопустимо", — говорит руководитель коммерческой группы юридической компании VEGAS LEX. |