20 октября 2023 |
Станислав Матюшов для Энергетика и промышленность России: Принудительное стимулирование инвесторов к исполнению инвестпрограмм в энергетикеИсточник: Энергетика и промышленность России Станислав Матюшов, Руководитель Группы публичных споров и защиты бизнеса
Генеральный прокурор России Игорь Краснов заявил, что государству необходимо ввести суровую ответственность за неисполнение инвестиционных программ в энергетике. Решительное заявление он сделал 12 сентября, выступая на Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2023) на сессии «Защищенный бизнес как основа устойчивого развития экономики», инициатором и организатором которой впервые стала Генпрокуратура России. Значительная часть речи Игоря Краснова касалась проблем ТЭКа. В этом году по поручению главы государства прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сферах электроэнергетики и газификации. «Нами были выявлены неединичные факты, когда снабжающие организации включали в тарифы затраты на модернизацию сетей, но фактически этого не делали. Мною перед Правительством поставлен вопрос о введении ответственности за нереализацию инвестиционных программ в энергетике, если источником финансирования в том числе являются деньги потребителей. Уверен, это даст положительный эффект и будет определенным образом стимулировать поставщиков к улучшению необходимой инфраструктуры», — объявил генпрокурор с трибуны ВЭФ.
По результатам Федеральной антимонопольной службе предложено организовать дополнительные мероприятия по прогнозированию тарифов на энергоресурсы, обеспечить равный доступ потребителей к сетям и услугам. Эта проблема в значительной степени затрагивает интересы малого и среднего бизнеса. МНЕНИЯСтанислав Матюшов, руководитель Группы публичных споров и защиты бизнеса юридической фирмы VEGAS LEX: «Предложение Генерального прокурора РФ направлено на формирование системного правового подхода в рамках своевременного и эффективного контроля за целевым использованием средств в ходе финансирования и исполнения инвестиционных программ (ИПР) в сфере энергетики. Оно направлено на минимизацию практики нецелевого использования средств недобросовестными хозяйствующими субъектами. На текущий момент неисполнение или ненадлежащее исполнение ИПР влечет применение мер реагирования в виде исключения денежных средств из необходимой валовой выручки (НВВ) регулируемой организации по результатам анализа результатов деятельности в предыдущих периодах регулирования. Механизм корректировки НВВ регулируемой организации с учетом результатов анализа исполнения ИПР является регулирующим, а не санкционным. В связи с этим предполагает учет финансовых последствий неисполнения ИПР в будущих периодах регулирования. Это неэффективно с учетом объективной временной задержки между нарушением и принятием мер реагирования. Все это в совокупности создает предпосылки для злоупотреблений со стороны недобросовестных хозяйствующих субъектов. Практика привлечения хозяйствующих субъектов за неисполнение (ненадлежащее исполнение) ИПР к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ либо по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ («нарушение установленного порядка регулирования тарифов») не получила развития. При этом утвержденная аппаратом Правительства РФ «Концепция внедрения механизмов тарифообразования для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, на долгосрочный период» предусматривает установление мер ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение мероприятий инвестиционный программы, учтенных при установлении тарифа.
Указанное выше может быть обеспечено в том числе посредством дополнения существующей отраслевой нормативной базы императивными нормами, обязывающими регулируемые организации обеспечивать выполнение ИПР либо посредством включения специальных составов административных правонарушений. А также (в исключительных случаях) и преступлений, с разграничением по сумме посягательства». Полная версия статьи и комментарии других экспертов доступны на сайте Энергетика и промышленность России по данной ссылке.
С перечнем услуг фирмы можно ознакомиться здесь.
|