11 марта 2016 |
У концессии пока нет альтернативыКонцессия как форма сотрудничества инвесторов в сфере транспортной инфраструктуры в нестоящее время вне конкуренции. В будущем альтернативу ей составит принятый в июле 2015 года ФЗ № 224 "О государственно-частном партнерстве". В настоящее время ситуация такова: если проект может быть реализован на основе концессионного соглашения – при прочих равных условиях стоит выбирать именно этот формат. При этом нельзя сказать, что концессия – идеальный инструмент, он имеет свои недостатки. Например, последние судебные решения по "Орловскому тоннелю" ограничивают (но вопреки расхожему мнению, не отменяют полностью) возможность разрешения споров по концессии в международном коммерческом арбитраже. Тем не менее, концессия много лет известна рынку, в том числе финансирующим организациям. По концессиям наработана практика, то есть и инвесторы, и органы государственной власти начали привыкать к этой форме взаимодействия. Концессия является классическим примером развития законодательства: большинство поправок к нему принято по результатам анализа практики реализации ГЧП-проектов, а при их разработке ведется серьезная работа по учету мнения рынка. ФЗ "О государственно-частном партнерстве" также разрабатывался с учетом международной практики и практики реализации ГЧП-проектов в России (в том числе, концессионных). Однако, он еще не отработан на практике. Обращаясь к опыту применения концессии, можно предполагать, что реально действенным инструментом новый закон станет только после его апробации в течение нескольких лет. При этом ФЗ "О государственно-частном партнерстве" не будет подменять концессию: у этих форм ГЧП будут собственные ниши на рынке ГЧП-проектов. Таким образом, пока рано говорить о каком-либо существенном влиянии ФЗ № 224 (ФЗ "О государственно-частном партнерстве") на рынок ГЧП. Федеральный закон вступил в силу только 01 января 2016 года, и ГЧП-проекты только начинают структурироваться на его основе. Вместе с тем, инвесторы уже проявляют к нему интерес. Например, есть попытки реструктуризации на его основе некоторых масштабных, но до сих пор не реализованных ГЧП-проектов. В целом ФЗ "О государственно-частном партнерстве" - перспективный механизм взаимодействия публично-правовых образований и инвесторов. Например, в соответствии с его положениями для принятия решения о реализации проекта должно быть проведено обоснование его сравнительного преимущества в использовании средств бюджета по сравнению с государственным контрактом. В условиях текущей экономической ситуации и проведения общей политики, направленной на рост эффективности расходования бюджетных средств, данный механизм является особенно актуальным: уполномоченные органы государственной власти имеют установленный законодательством алгоритм принятия решения о реализации инвестиционного проекта на основе указанного закона. Аналогичные механизмы, направленные на обоснование эффективности проекта, могут применяться и в концессии. Например, распоряжением Росавтодора от 08.09.2014 № 1714-р утверждены применимые для концессионных проектов в автодорожной сфере методики, в том числе "Методика по структурированию инвестиционного проекта для возможности применения различных инвестиционных механизмов, в том числе механизмов государственно-частного партнерства", "Методика оценки эффективности применения инвестиционных механизмов, в том числе механизмов государственно-частного партнерства", "Методика по выбору оптимальных инвестиционных механизмов, в том числе механизмов государственно-частного партнерства, реализации инвестиционных проектов". Но указанные методики формально не имеют силу закона и не обязательны к применению, в то время как без обоснования сравнительного преимущества решение о реализации проекта на основе ФЗ "О государственно-частном партнерстве" не может быть принято. |