13 мая 2016 |
Развитие конкуренции на социально значимых рынкахИсточник: Газета "ЭЖ-Юрист" Сотрудничество в рамках СНГ Взаимодействие государств – членов СНГ по вопросам развития конкуренции осуществляется на основании Договора о проведении согласованной антимонопольной политики. Первая редакция указанного договора была подписана государствами – членами СНГ еще в 1993 году. Договор был перезаключен в новой редакции 25 января 2000 года. Его целью является создание правовых и организационных основ сотрудничества сторон по проведению согласованной антимонопольной политики и развитию конкуренции. На основании указанного договора для обеспечения межгосударственного взаимодействия в антимонопольной сфере создан Межгосударственный совет по антимонопольной политике (далее – МСАП). Каждая сторона договора вправе назначить в МСАП двух полномочных представителей. В функции МСАП входит содействие в совершенствовании национальных законодательств по вопросам конкуренции и координация совместной деятельности сторон по созданию правовых основ по пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В рамках МСАП организована Рабочая группа по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства в государствах – участниках СНГ (далее – Штаб). Целью Штаба является координация совместных действий конкурентных ведомств сторон по исследованию (расследованию) антиконкурентной практики компаний, действующих на социально значимых рынках в пределах СНГ. При этом под социально значимыми рынками понимаются рынки, успешное функционирование которых обеспечивает создание инфраструктуры, являющейся основой формирования общего экономического пространства в рамках СНГ, а также оказывающей непосредственное влияние на благосостояние граждан. К числу таковых отнесены рынки пассажирских авиаперевозок, телекоммуникаций, зерна, лекарств, горюче-смазочных материалов, а также розничной торговли. В отношении каждого из указанных рынков организована рабочая группа в составе Штаба. Штаб осуществляет исследование социально значимых рынков и готовит рекомендации, направленные на развитие конкуренции на указанных рынках. На настоящий момент Штабом подготовлены следующие документы: – Доклад "О состоянии конкуренции на рынках авиаперевозок государств – участников СНГ" (утвержден Решением Совета глав правительств СНГ 14.11.2008); – информация о состоянии конкуренции на рынке телекоммуникаций государств – участников СНГ (утверждена Решением Совета глав правительств СНГ 19.11.2010); – Доклад "О состоянии конкуренции на рынке услуг продажи продовольственных товаров в розничных торговых сетях в государствах – участниках СНГ" (утвержден Решением Совета глав правительств СНГ от 28.09.2012); – Доклад "О состоянии конкуренции и ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов" (утвержден Решением Совета глав правительств СНГ от 21.11.2014); – Доклад "О состоянии конкуренции на товарных рынках лекарственных средств государств – участников СНГ" (утвержден Решением Совета глав правительств СНГ от 30.10.2015). Указанные доклады содержат рекомендации, направленные на совершенствование законодательного регулирования и правоприменительной практики на соответствующих социально значимых рынках государств-участников. Так, по итогам анализа рынка авиаперевозок был сделан вывод, что одним из факторов, существенно ограничивающих развитие конкуренции на указанном рынке, являются отдельные положения действующих межправительственных соглашений о воздушном сообщении между государствами – участниками СНГ. В целях устранения указанного препятствия был разработан проект Модельного соглашения о воздушном сообщении между государствами – участниками СНГ. На данный момент указанный проект еще не был утвержден. Кроме того, в некоторых случаях проведенный Штабом анализ состояния конкуренции становился даже основанием для возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения нарушителей к ответственности. Так, в 2010 году по результатам анализа состояния конкуренции на рынке телекоммуникаций ФАС России и Агентством Республики Казахстан по защите конкуренции были возбуждены дела о согласованных действиях МТС, "ВымпелКом", "МегаФон", "GSM Казахстан ОАО "Казахтелеком", "Кар-Тел" и "Мобайл Телеком-Сервис" при осуществлении межоператорского взаимодействия при предоставлении услуг связи в роуминге. Помимо этого, ФАС России возбудила дело по признакам установления монопольно высокой цены на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием роуминга в отношении операторов МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон". По итогам рассмотрения дела ФАС России признала ОАО "МТС", ОАО "ВымпелКом" и ОАО "МегаФон" виновными в злоупотреблении доминирующим положением в форме установления монопольно высокой цены и навязывания невыгодных условий договора. Операторы связи были оштрафованы на общую сумму свыше 38 млн руб., а также им было предписано снизить тарифы на услуги связи в роуминге в 1,5–4 раза (1. Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции, в свою очередь, признало "GSM Казахстан ОАО "Казахтелеком", "Кар-Тел" и "Мобайл Телеком-Сервис" злоупотребившими доминирующим положением. По итогам указанных разбирательств в антимонопольных органах России и Казахстана операторы договорились о снижении тарифов в межоператорских соглашениях между собой и другими операторами СНГ, что привело к снижению тарифов на услуги связи в роуминге. Взаимодействие участников ЕАЭС В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным 29 мая 2014 года, Евразийская экономическая комиссия (Комиссия) наделена полномочиями по контролю за соблюдением общих правил конкуренции, установленных данным договором, на трансграничных рынках, а также по осуществлению взаимодействия с антимонопольными органами государств – участников ЕАЭС. Критерии отнесения рынка к трансграничному определены Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2012 № 29. В соответствии с указанным Решением рынок относится к трансграничному, если его географические границы охватывают территории двух и более государств. В отношении нарушений, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках, Евразийская экономическая комиссия наделена прямыми полномочиями по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении общих правил конкуренции, а также применению штрафных санкций к хозяйствующим субъектам. При этом решения Комиссии о наложении штрафа и решения Комиссии, обязывающие нарушителя совершить определенные действия, являются исполнительными документами и подлежат исполнению органами принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц государства-члена, на территории которого зарегистрирован хозяйствующий субъект, совершивший нарушение. Таким образом, Комиссия обладает полномочиями непосредственно воздействовать на состояние конкуренции на трансграничных рынках. Однако на настоящий момент нам неизвестно о случаях рассмотрения Комиссией дел о нарушениях общих правил конкуренции и случаях применения мер воздействия к нарушителям. В то же время Комиссия осуществляет активное взаимодействие с антимонопольными органами государств – участников ЕАЭС по вопросам исследования состояния конкуренции на трансграничных рынках. Так, по результатам исследования состояния конкуренции на рынке минерального сырья Комиссией было обеспечено снижение цен для белорусского потребителя на приобретаемый в России апатитовый концентрат с 256 долл. США до 139 долл. США. Кроме того, по результатам анализа рынка лифтов и лифтового оборудования были созданы равные условия для конкуренции белорусских и российских производителей лифтов на трансграничном рынке ЕАЭС (2. Также большое внимание Комиссия уделяет вопросу тарифов на услуги связи в роуминге. В составе Комиссии функционирует Подкомитет по конкуренции и антимонопольному регулированию, на заседаниях которого регулярно рассматриваются вопросы развития конкуренции в сфере связи и снижения тарифов в роуминге. Во взаимодействии с Международной рабочей группой по вопросам развития конкуренции на рынках международной связи в роуминге, созданной на базе Штаба по совместным расследованиям СНГ, были разработаны Принципы справедливого роуминга и "Дорожная карта" по реализации принципов справедливого роуминга. В рамках первого этапа, предусмотренного "дорожной картой" и подлежавшего реализации до 1 марта 2016 года, операторам связи было предложено направить их роуминговым партнерам оферты об изменении ставок взаиморасчетов. По итогам реализации первого этапа "дорожной карты" было отмечено снижение межоператорских тарифов в странах ЕАЭС и, следовательно, снижение цен на услуги связи в роуминге. Окончательное подведение итогов реализации первого этапа будет проведено в июне 2016 года (3. В случае если будет установлено отсутствие существенной динамики снижения тарифов на услуги связи в роуминге, антимонопольные органы стран – участниц ЕАЭС и Комиссия приступят к реализации второго этапа "дорожной карты", в рамках которого смогут начать расследование на предмет соответствия действий операторов связи требованиям антимонопольного законодательства. Таким образом, взаимодействие антимонопольных органов в рамках ЕАЭС и СНГ, а также деятельность Евразийской экономической комиссии являются необходимым условием для эффективного развития конкуренции на трансграничных рынках, в том числе носящих социально значимый характер. Такая совместная работа позволяет консолидировать усилия и ресурсы национальных антимонопольных органов в целях расследования и пресечения нарушений, а также формировать общую антимонопольную политику государств по ключевым вопросам развития конкуренции. От редакции: в следующем номере читайте статью об опыте ЕС в сфере антимонопольного правоприменения. 1. Решение ФАС России по делу № 1 10/21-10. 2. Согласно информации, содержащейся в Отчете Евразийской экономической комиссии 2012–2015 годов. |
Связанные отрасли
Полякова_эж-Юрист_Конкуренция на социально значимых рынках_05.2016
Скачать файлФайл добавлен | 13.05.2016 |
Презентация | .pdf (550 Кб) |