Аналитика Публикации

14
июля
2020

Минюст предложил привлекать к субсидиарной ответственности учредителя муниципального бюджетного учреждения

Источник: Адвокатская газета


Юрий Татаринов, Руководитель Практики по проектам в энергетике

Минюст России представил для общественного обсуждения законопроект, предусматривающий распространение субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения и автономного учреждения на обязательства, вытекающие из публичного договора. Предполагается, что поправки будут действовать на правоотношения, возникшие после 1 января 2011 г. Законопроект разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда № 23-П от 12 мая.

Напомним, тогда КС РФ указал, что арбитражные суды, вынося решения о невозможности привлечь собственника имущества ликвидируемого муниципального бюджетного учреждения к субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения, вытекающим из публичного договора теплоснабжения, руководствуются в том числе п. 5 ст. 123.22 ГК и последовательно исходят из установленных законом особенностей организационно-правовой формы муниципального бюджетного учреждения как юридического лица. При этом не принимаются во внимание как общие и специальные цели создания и важные аспекты деятельности муниципального бюджетного учреждения в рамках выполнения возложенных на него полномочий, реализация которых требует заключения им публичных договоров, так и невозможность его контрагентов отказаться от заключения и исполнения таких договоров.

«Вопреки положению статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, сложившийся подход не может обеспечить надлежащего баланса между законными интересами должника и кредитора, поскольку не исключает злоупотреблений правом со стороны должников – муниципальных бюджетных учреждений, имущество которых в ряде случаев оказывается, по сути, “защищено” их публичным собственником от имущественной ответственности перед контрагентами», – заметил КС.

Он постановил признать п. 5 ст. 123.22 ГК не соответствующим Конституции, поскольку он исключает возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора (включая договор теплоснабжения). <...>

Советник Практики по проектам в энергетике юридической фирмы VEGAS LEX Юрий Татаринов отметил, что, согласно докладу МВФ от 8 марта 2019 г., 50% занятости в формальном секторе российской экономики обеспечивают бюджетные организации и крупнейшие компании с государственным участием.

Он указал, что сложившееся толкование п. 5 ст. 123.22 ГК РФ привело к широкому распространению практики использования бюджетных учреждений в качестве «правовой оболочки», аккумулирующей заведомо «невзыскиваемые» долги, что негативно влияет на качество «портфеля потребителей» ресурсоснабжающих организаций (РСО) и наносит ущерб добросовестным РСО и их потребителям (в виде снижения качества услуг, включения безнадежных долгов в тариф и прочее).

По этой причине, отметил Юрий Татаринов, в постановлении Конституционного Суда указано, что правовая система должна учитывать возможность привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора (включая договор теплоснабжения).

По его мнению, в случае принятия поправки окажут положительное влияние на практику взыскания задолженности за поставленные ресурсы с бюджетных учреждений в пользу РСО.

С полной версией статьи Вы можете ознакомиться по ссылке: https://www.advgazeta.ru/novosti/minyust-predlozhil-privlekat-v-subsidiarnoy-otvetstvennosti-uchredi...

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение