30 июня 2016 |
Запуск федеральной государственной системы ценообразования в строительствеИсточник: Газета "ЭЖ-Юрист" Нормативы устарели В числе наиболее острых проблем в отрасли на сегодняшний день эксперты отмечают отсутствие централизованной системы ценового нормирования, которая соответствовала бы современному уровню технического развития строительства и международным стандартам. Разработка единых сметных норм и нормативов в сфере строительства прекратилась еще со второй половины 1980-х годов. Установленные ранее нормативы безнадежно устарели, отсутствуют четкие ориентиры для формирования стоимости проектных работ, что приводит к тому, что стоимость работ фактически формируется произвольно. Кроме того, не секрет, что ситуация с отсутствием должной степени регламентации и прозрачности в сфере формирования цен на строительство создает предпосылки для необоснованного завышения цен и для возникновения коррупционных факторов в сфере расходования бюджетных средств. По поручению Президента Проект № 1055373-6 федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" разработан Минстроем России по поручению Президента, данному в январе прошлого года, и во исполнение соответствующих распоряжений Правительства. Законопроектом предусматривается введение в Градостроительный кодекс РФ понятия «сметная стоимость» строительства. Под такой стоимостью понимается объем денежных средств, необходимый для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Также законопроектом устанавливается понятие «сметные нормативы» и ведение федерального реестра сметных нормативов. При этом Градостроительный кодекс дополняется главой 2.1 «Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности».
Определение сметной стоимости Согласно указанным поправкам сметная стоимость строительства должна в обязательном порядке определяться с применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр, в тех случаях, когда финансирование строительства осуществляется с привлечением федеральных бюджетных средств, средств государственных корпораций, а также юридических лиц, доля в уставном капитале (складочном) капитале которых Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований составляет более 50%. При этом Минстрой разработает и утвердит порядок определения сметной стоимости строительства. Таким образом, применение утвержденных сметных нормативов будет являться обязательным для субъектов, осуществляющих строительство за счет бюджетных средств, и будет использоваться для определения стартовой цены строительства для проведения конкурсных процедур. В остальных случаях сметные нормативы могут применяться на добровольной основе, если законом не будет предусмотрено иное.
Полномочия госорганов Для реализации предусмотренных в законопроекте положений органы государственной власти в области градостроительной деятельности будут наделены следующими полномочиями: – ценообразование и сметное нормирование; – установление порядка определения сметной стоимости строительства; – установление порядка разработки и утверждение сметных нормативов, а также правил и требований к их применению; – установление порядка осуществления мониторинга стоимости строительных ресурсов; – ведение федерального реестра сметных нормативов.
Заработает новый реестр Вступление в силу указанных изменений потребует разработки и утверждения соответствующих подзаконных актов для запуска новой системы. Для целей проведения мониторинга стоимости строительных ресурсов[1], с учетом которого будут утверждаться и вноситься в федеральный реестр сметные нормативы, Минстрой России определит номенклатуру строительных ресурсов, а также перечень источников информации о стоимости строительных ресурсов и требований к таким источникам. Предполагается, что государственный реестр сметных нормативов будет представлять единую информационную систему, содержащую актуальную информацию о ценах на строительные материалы, стоимости технических и трудовых затрат для целей строительства с учетом территориальной специфики. Данный реестр должен быть общедоступным, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
Определенности будет больше 22 июня 2016 года подготовленный законопроект принят Госдумой в окончательной редакции. Вступление в силу соответствующего федерального закона предусматривается с 1 января 2017 года. Безусловно, принятые поправки в первую очередь направлены на повышение эффективности расходования бюджетных средств, на исключение коррупционной составляющей в сфере закупок для публичных нужд, где необходимость контроля стоит наиболее остро. Вместе с тем установление базовых на государственном уровне нормативов ценообразования в отрасли должно способствовать созданию минимальных ориентиров и для других участников инвестиционно-строительной деятельности, для которых применение указанных нормативов не будет являться обязательным, и привнести больше определенности в вопросы ценообразования в строительстве, в частности, для целей установления критериев обоснованности размера затрат на выполнение работ. [1] На сегодняшний день в разработке находится проект постановления Правительства о порядке мониторинга. |
Связанные отрасли
Афанасьева_эж-Юрист_Запуск федеральной госсистемы ценообразования в строительстве_06.2016
Скачать файлФайл добавлен | 30.06.2016 |
Презентация | .pdf (310 Кб) |