Меры государственной поддержки бизнеса
-
за просрочку оплаты цены объекта долевого строительства участником долевого строительства подлежала оплате неустойка в размере 1/300 ставки рефинансирования от суммы просроченного платежа (ч. 6 ст. 5 Закона № 214-ФЗ);
-
за просрочку передачи объекта долевого строительства застройщиком подлежала оплате неустойка в размере 1/300 (1/150 если участник долевого строительства гражданин) ставки рефинансирования от цены договора за каждый день просрочки (ч. 2 ст. 6 Закона № 214-ФЗ);
-
сверх неустойки подлежат возмещению убытки (ст. 10 ФЗ № 214).
Постановление Правительства РФ № 423 от 02.04.2020:
-
в период исчисления неустойки по ДДУ за просрочку внесения платежей и просрочку передачи объекта долевого строительства не включается период с 03.04.2020 по 01.01.2021; в данный период также не подлежат начислению проценты за пользование денежными средствами при расторжении ДДУ, а также проценты за просрочку возврата денежных средств при расторжении ДДУ (ч. 2, 6 ст. 9 ФЗ № 214);
-
при определении размера убытков не учитываются убытки, причиненные в период с 03.04.2020 по 01.01.2021;
-
в отношении требований о взыскании неустойки (пени), процентов за пользование чужими денежными средствами и убытков, предъявленных до 03.04.2020 предоставляется отсрочка до 01.01.2021.
-
объект включается в единый реестр проблемных объектов на основании уведомления контролирующего органа, если срок завершения строительства и (или) передачи объекта долевого строительства нарушен более чем на 6 месяцев (ст. 23.1 ФЗ № 214);
-
контролирующий орган вправе обратиться в суд с заявлением о приостановлении деятельности застройщика, если последний не исполняет денежное обязательство перед дольщиком в соответствии со ст. 12.1 ФЗ № 214 и (или) не исполняет обязанность по передаче объекта долевого строительства в течение 3 месяцев, если требования превышают 100 тыс. рублей (п. 3 ч. 15 ст. 23 ФЗ № 214).
Постановление Правительства РФ № 423 от 02.04.2020:
Если соответствующее нарушение возникло в период с 03.04.2020 по 01.01.2021:
-
контролирующий орган (ст. 23 ФЗ №214) не направляет уведомление о нарушении сроков завершения строительства и (или) передачи объекта долевого строительства более чем на 6 месяцев;
-
объект включается в единый реестр проблемных объектов согласно ст. 231 ФЗ № 214, если после 01.01.2021 основания для этого сохраняются;
-
контролирующий орган не вправе обращаться в суд с заявлением о приостановлении деятельности застройщика в порядке п. 3 ч. 15 ст. 23 ФЗ № 214.
Постановление Правительства РФ № 440 от 03.04.2020:
Если срок действия соответствующего документа истекает с 07.04.2020 по 01.01.2021, на 1 год продлевается:
-
срок действия разрешения на строительство;
-
срок применения ППТ для целей, предусмотренных ч. 5.2 ст. 49 ГрК РФ, срок использования информации из ГПЗУ для целей, предусмотренных п. 2 ч. 7, п. 3, 4 ч. 21.15 ст. 51 ГрК РФ, ч. 10 ст. 57.3 ГрК РФ.
Росреестр не будет проводить проверки, запланированные на 2020 год. Исключением является проведение проверок:
-
на основании поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или требования прокурора о проведении проверки;
-
в случае угрозы причинения или выявления фактов причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций;
-
с целью выдачи лицензий и специальных разрешений.
По результатам совещания по вопросам развития строительной отрасли Президент РФ обозначил разработку следующих мер, в том числе:
-
субсидирование ипотеки 6,5% для покупки жилья (в г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области – до 8 млн., при первоначальном взносе не менее 20%), срок с 17.04.2020 по 01.11.2020.
Порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 23.04.2020 № 566 "Об утверждении Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 году"Для целей субсидирования данной программы в пользу АО "ДОМ. РФ" выделено 6 млрд. рублей (Распоряжение от 24 апреля 2020 года №1127-р).
-
субсидирование кредитов (займов) организаций строительной отрасли, которые сохраняют численность занятых работников и предоставили обязательства по завершению строительства многоквартирных домов, запланированных к вводу в эксплуатацию в 2020 и 2021 годах;
-
предоставление государственной гарантии Госкомпании ДОМ.РФ в размере 50 млрд для привлечения кредитных средств коммерческих банков с целью выкупа жилья комфорт-класса у застройщиков и их последующей реализации;
АО "ДОМ.РФ дополнительно направит 100 млрд рублей на выкуп строящегося жилья у застройщиков.
- увеличение аванса по контрактам в инфраструктурном строительстве с 30 % до 50%. · (установлено Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года №630 " О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. № 1803");
-
продолжение ранее запланированных работ по проектированию, строительству, реконструкций, капитальному ремонту объектов транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе заключению соответствующих государственных или муниципальных контрактов;
-
возможность не применять штрафные санкции для подрядчиков по госконтрактам на строительство в связи с ограничениями, вызванными Covid-2019;
-
реализация масштабных проектов в сфере транспортной инфраструктуры (развитие автодорожной, железнодорожной и портовой инфраструктуры, модернизация аэродромных комплексов);
-
включение строительной отрасли в перечень наиболее пострадавших отраслей для компаний, в которых в связи с Covid-2019 было принято решение о приостановлении строительных работ (до 20.05.2020).
Информационное письмо Банка России от 10.04.2020 № ИН-03-41/57 "Об особенностях применения нормативных актов Банка России"
Банкам разрешили принимать решения о неухудшении качества обслуживания долга и оценки финансового положения и (или) категории качества ссуд, прочих активов и условных обязательств кредитного характера или уровня кредитоспособности застройщиков многоквартирных домов и иных объектов жилой недвижимости.
Указанные параметры определяются по состоянию на 1 марта 2020 года, в отношении ссуд, прочих активов или условных обязательств кредитного характера, классифицированных не хуже, чем во II категорию качества на указанную дату.
Постановление Правительства РФ от 26.04.2020 г. № 591 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. № 783"
уточнены условия списания штрафных санкций: обязательства по госконтракту должны быть исполнены в полном объеме за исключением контрактов, по которым, в частности, в 2020 году:
-
изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;
-
обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. изменен порядок списания: списание осуществляется в полном объеме, если сумма неустоек составляет менее 5% цены контракта; списание осуществляется в размере 50% осуществляется, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) составляет 5-20% цены контракта, при условии уплаты 50 процентов начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до 1 января 2021 г.
Исключение: если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2020 года №582
Утверждены правила предоставления субсидий кредитным организациям, предоставившим кредит (заем) на пополнение оборотных средств системообразующих предприятий по следующим параметрам:
-
условия кредитования: в сумме не более 3 млрд., ставка 5%, срок до 12 мес. Размер запрашиваемого финансирования (кредита) ограничен среднемесячной выручкой заемщика, уменьшенной на величину среднемесячных амортизационных отчислений и среднемесячной чистой прибыли организации-заемщика.
-
цели кредитования: возмещение расходов, среди прочего, на аренду помещений и оборудования, аренду земельных участков, изменение ВРИ земельного участка, снятие запретов на строительство, на земельном участке, технологическое подключение, работы (услуги) по проектированию и инженерные, геологические и иные изыскания для проектирования объектов строительства, снятие и изменение границ санитарных зон, работы (услуги) по сносу зданий и сооружений на земельных участках, выносу сетей, рекультивации грунта, а также выполнение иных работ (услуг) по подготовке земельного участка для ведения строительных работ и другие.
-
требования: заемщик не должен являться стороной другого кредитного договора с льготной процентной ставкой в соответствии с Постановлением (возможно заключение только одного соглашения), не должен находиться в стадии ликвидации или реорганизации, не должна быть введена процедура банкротства или приостановлена деятельность (пункт 8 Постановления).
На данные цели выделено 24 млрд. рублей (Распоряжение от 24 апреля 2020 года №1134-р).
Постановление от 30 апреля 2020 года №629 "Об утверждении правил возмещения кредитным организациям неполученных доходов по кредитам, выданным в целях реализации проектов жилищного строительства"
Сфера: строительство по ФЗ № 214-ФЗ, а также иные цели, связанные со строительством, по кредитным договорам, заключенным только до 1 мая 2020 и на условиях, установленных пунктами 3, 5 Правил.
В частности, целью кредита должны быть покупка земли для жилстроительства или сопутствующей инфраструктуры, а также финансирование строительства таких проектов. Для застройщиков, которые входят в список системообразующих предприятий отрасли, допускается субсидирование покупки промышленных объектов и техники, необходимой для строительства жилья.
На эти цели выделено 12 млрд. рублей.
Ранее в перечень системообразующих предприятий могли быть включены только застройщики, возводящие не менее 4 млн кв. м на территории четырех регионов.
Перечень системообразующих предприятий, установленных Письмом Минэкономразвития России от 23.03.2020 N 8952-РМ/Д18и "О перечне системообразующих организаций" расширен в части крупных предприятий строительной отрасли и ЖКХ.
Актуальный перечень организаций составлен на основании критериев, установленных приложением к Протоколу заседания правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики № 7кв от 10.04.2020:
-
в перечень могут быть включены застройщики жилых и нежилых зданий, возводящие не менее 400 тыс. кв. м.;
-
компании, осуществляющие строительство инженерных сооружений, выручка которых составляет не менее 10 млрд. рублей;
В Подмосковье утвердили ряд критериев для системообразующих компаний-застройщиков:
-
регистрация предприятия на территории Московской области;
-
размер налоговых отчислений за три года должен составлять не менее 300 млн. рублей в региональный бюджет (если организация работает менее четырех лет – размер налоговых отчислений – 95 млн. за последний отчетный год);
-
среднесписочная численность персонала должна составлять не менее 250 человек, для гостиниц – 220 человек;
В региональный перечень могут быть включены предприятия-застройщики:
-
возводящие жилые объекты площадью не менее 150 тысяч кв.м., в том числе с привлечением средств участников долевого строительства,
-
с общим количеством заключенных договоров долевого участия не менее 1 тыс.;
-
не имеющие просрочек по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве на срок более шести месяцев.
Источник: сайт Правительства МО.
Постановлением Правительства РФ от 10.05.2020 № 651 утвержден перечень мер поддержки системообразующих организаций и порядок их отбора для получения мер поддержки.
Меры поддержки включают: субсидии, отсрочку (рассрочку) по уплате налогов и авансовых платежей по налогам, государственные гарантии по кредитам или облигационным займам.
Условия получения:
-
организация не является иностранным ЮЛ, а также ЮЛ, доля прямого или косвенного участия иностранных ЮЛ не превышает 50%;
-
проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности системообразующей организации и выполнена оценка ее финансовой устойчивости (стресс-тест) – порядок устанавливается Минэкономразвития РФ;
-
на дату подачи заявления организация имеет недоимку по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, не превышающую 10 тыс. рублей, а также не имеется просрочки по возврату субсидий.
Исключение: предоставлена отсрочка, рассрочка или инвестиционный налоговый кредит, а также имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности по уплате или которые признаны безнадежными ко взысканию.
Правительству РФ в срок до 01.09.2020 поручено представить предложения по упрощению процедуры государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества).