28 марта 2013 |
28 марта 2013 года состоялось совещание рабочей группы по проекту развития московского авиационного узла28 марта 2013 г. под председательством заместителя Министра транспорта РФ Олега Белозерова состоялось совещание рабочей группы по проекту развития Московского авиационного узла (МАУ), на котором был представлен прогноз пассажиропотока МАУ до 2030 г. и другие предварительные итоги работы над проектом. В совещании приняли участие заместитель Министра транспорта РФ Валерий Окулов, советник Президента РФ Игорь Левитин, а также члены рабочей группы проекта, включая представителей аэропортов Внуково, Домодедово и Шереметьево, компаний Аэрофлот, S7, Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, Росавиации, ФСТ, Росимущества и другие. В повестку совещания вошли такие вопросы, как прогноз пассажирских и грузовых авиаперевозок в МАУ до 2030 г., ключевые аспекты финансовой модели проекта, ограничения пропускной способности системы организации воздушного движения (ОрВД) в МАУ и другие предварительные итоги работы консорциума консультантов, ответственного за проект. Альберт Еганян, партнер юридической фирмы VEGAS LEX, являющейся лидером консорциума и представляющей в проекте имущественно-правовой блок, назвал предварительные результаты проведенной работы. На данный момент сформирован прогноз пассажиро- и грузопотока МАУ до 2030 г., с учетом макроэкономических и социально-демографических показателей, мировых прогнозов развития авиаперевозок, а также стратегий крупнейших авиаперевозчиков МАУ. Помимо этого, были разработаны предварительные модели платы за пользование объектами государственной инфраструктуры МАУ, а также предложения по совершенствованию системы тарифного регулирования, учитывающие мировой опыт привлечения внебюджетных инвестиций в развитие аэродромной и аэропортовой инфраструктуры. Кроме того, консорциумом консультантов были проанализированы текущий статус и пропускная способность внешней наземной транспортной инфраструктуры МАУ, а также ограничения пропускной способности системы ОрВД. Все ключевые промежуточные итоги работы легли в основу книги предпосылок проекта, на основе которой будут разрабатываться финальные рекомендации по проекту, включая разработку бизнес-модели развития МАУ до 2030 г. Ассоциированный партнер компании Lufthansa Consulting Станислав Соломко (технико-экономический блок), представил три прогнозных сценария развития пассажирских и грузовых авиаперевозок в МАУ до 2030 г. Согласно базовому сценарию, пассажиропоток аэропортов составит 179 млн. человек в год (почти в 3 раза больше по сравнению с 2012 годом), и при инновационном пути развития мировой и отечественной экономики эта цифра может вырасти до 300 млн. человек. Однако даже при базовом сценарии, взятом за основу разработки модели развития МАУ, предполагается строительство 3-5 новых взлетно-посадочных полос до 2030 г. Директор департамента развития проектов InfraONE Ирина Блохина (финансово-экономический блок) рассказала участникам совещания о ключевых предпосылках, используемых при построении финансовой модели проекта. В частности, предполагается, что для покрытия дефицита финансирования объектов инфраструктуры МАУ необходимо привлечение внебюджетных источников, в том числе, за счет введения нового сбора – платы за доступ к инфраструктуре. Назначением этого платежа является сбор и аккумулирование средств, достаточных для содержания и развития аэродромной инфраструктуры, а также для покрытия расходов инвесторов и обеспечения доходности на их инвестиции. Помимо этого, произведена оценка размера арендной ставки, необходимой для обеспечения инвестиций в развитие объектов государственной инфраструктуры МАУ. Комбинирование указанных внебюджетных источников может послужить основой для финансовой модели развития МАУ. По предварительным оценкам необходимое финансирование аэродромной инфраструктуры составит не менее 125 млрд.руб. Исходя из запланированных в федеральном бюджете на реализацию проекта средств, потребуется около 40-50 млрд.руб. частных инвестиций. Объем финансирования наземной инфраструктуры (автомобильных и железных дорог) еще предстоит уточнить. Сергей Пятко, директор Филиала "НИИ Аэронавигации" ФГУП ГосНИИ ГА проинформировал собравшихся о необходимости повышения пропускной способности воздушного пространства аэропортов МАУ путем комплексной модернизации системы ОрВД. По предварительным результатам оценки, даже с учетом планируемой к завершению в 2014 г. модернизации предельная пропускная способность системы ОрВД в МАУ составит не более 132 млн. пасс/год, чего недостаточно для реализации даже базового сценария развития МАУ. В связи с этим необходимо рассмотреть более радикальные варианты повышения пропускной способности: использование "малых" и ведомственных аэродромов МАУ для пассажироперевозок, выведение отдельных видов перевозок (к примеру, бизнес-авиацию или карго) на "малые" аэродромы из основных аэропортов, возможное закрытие некоторых "малых" аэропортов, конфликтующих с основными "по воздуху" и другие. В ходе дискуссии членами рабочей группы были обсуждены основные направления дальнейшей работы по проекту, включая ограничения внешней наземной инфраструктуры МАУ (автомобильной и железнодорожной), которые могут стать основным сдерживающим фактором развития МАУ в течение ближайших 3-4 лет. Следующее обсуждение планируется после завершения консультантами 1-го этапа проекта 15 апреля 2013 г. в рамках совещания рабочей группы под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. За дополнительной информацией по итогам совещания просьба обращаться в пресс-службу VEGAS LEX по тел.: +7 (495) 933 08 00.
***
Рабочая группа Правительства РФ во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым 27 декабря 2012 года определила консорциум исполнителей по проекту разработки модели развития Московского авиационного узла (МАУ). В состав консорциума вошли юридическая фирма VEGAS LEX, Lufthansa Consulting, Первая инфраструктурная компания (InfraONE), ARUP, Филиал «НИИ «Аэронавигации» ФГУП ГосНИИ ГА. По итогам работы консорциума 1 июля 2013 года рабочая группа под председательством Игоря Шувалова должна определить дальнейшее направление развития МАУ и его крупнейших аэропортов – Внуково, Домодедово, и Шереметьево. |