4-6 марта 2014 года фирма VEGAS LEX при поддержке Первой инфраструктурной компании InfraONE
провела для своего клиента ОАО «Скоростные Магистрали» предварительное роуд-шоу Проекта строительства участка «Москва - Казань» высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва - Казань - Екатеринбург» (ВСМ).*
Первые лица ОАО «РЖД» и ОАО «Скоростные магистрали», а также представители VEGAS LEX и Первой инфраструктурной компании InfraONE
в составе Группы советников* представили потенциальным инвесторам организационно-правовую и финансовую модели реализации Проекта, подробно осветили его технологические и строительные особенности.
Организаторы мероприятия ставили перед собой цель по итогам реализованной программы предварительного роуд шоу значительно оптимизировать параметры Проекта, разработать необходимую нормативную базу для реализации Проекта, а также подготовить конкурсную документацию для запуска первого концессионного участка Проекта.
Первый день совместил цели информирования широкой аудитории о текущем статусе Проекта и фокусного обсуждения его ключевых параметров и включил общую презентацию проекта от имени руководства ОАО «Скоростные магистрали», представителей аудиторов, инвестиционных и правовых консультантов, а также специализированные сессии: отдельно инвесторы и потенциальные заявители на концессионные конкурсы, отдельно проектировщики, строители и поставщики подвижного состава.
Со второго по третий день проходили встречи с потенциальными заявителями на концессионные конкурсы и их финансирующими организациями в формате «один на один», которые выявили наиболее вероятных участников конкурса, а также требования кредитных, строительных и технологических организаций к структуре Проекта и обеспечительному пакету со стороны Государства.
В первой части мероприятия выступили Александр Мишарин, первый вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» и Альберт Еганян, партнер VEGAS LEX, председатель совета директоров InfraONE. Эксперты обратили особое внимание аудитории на высокую степень проработки Проекта.
«ВСМ «Москва-Казань» — это первый крупный инфраструктурный проект в железнодорожной отрасли в России, реализуемый на основе государственно-частного партнерства. Впервые в современном железнодорожном строительстве мы применяем механизм концессии, который должен способствовать эффективности взаимодействия всех участников проекта», — отметил Александр Мишарин.
«В рамках проекта существуют значительные возможности как для крупных инвестиционных компаний, так и для строителей общего профиля, для поставщиков подвижного состава, перевозчиков, организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов высокоскоростных магистралей, компаний транспортной безопасности и проектировщиков», - комментирует Альберт Еганян.
На технической сессии были освещены параметры и особенности проекта, объемы заказов, материалов и ресурсов, локализация производств и технологии строительства, подходы к проектным работам на участках, а также квалификационные требования, которые будут предъявляться к проектным и строительным организациям.
На сессии по инвестиционно-правовым вопросам рассматривались механизм концессии и правовая основа проекта, концессионный конкурс, организация возвратности инвестиций и привлеченных средств, ожидаемые условия финансирования и возможности для финансового сообщества. С данными аспектами проекта участников роуд-шоу ознакомили Альберт Еганян, партнер VEGAS LEX, председатель совета директоров InfraONE и руководитель практики ГЧП и инфраструктуры VEGAS LEX, Дмитрий Ковалев, партнер PWC, Илья Седов, партнер EY.
Участок ВСМ «Москва — Казань» пройдет по территории семи субъектов Российской Федерации, время в пути от Москвы до Казани должно составить неболее 3 часов 30 минут при максимальной скорости движения до 400 км/час. Протяженность создаваемой ВСМ «Москва - Казань» составит 770 км.
В соответствии с принятой организационно-правовой схемой реализации Проекта финансирование осуществляется по участкам, при этом участок «Москва – Владимир» реализуется ОАО «РЖД», а участки Владимир – Нижний Новгород, Нижний Новгород – Чебоксары, Чебоксары – Казань. – в форме отдельных концессий. Предлагается схема финансирования с минимально возможным участием государства. По предварительным оценкам, строительство первого участка обойдется в 334 млрд. рублей, а последующие будут построены за 684 млрд. рублей.
В предварительном роуд-шоу приняло участие 328 человек из 178 компаний, среди которых российские и международные инвесторы, представители строительных компаний, проектных организаций, поставщиков технологических систем высокоскоростного движения, крупнейших российских и международных финансовых институтов.
Проект вызвал большой интерес у бизнеса.
«При реализации проекта открываются очень хорошие возможности для объединения усилий немецкой и российской экономик в новом значимом проекте технологического партнерства России и Германии. В связи с развитием ВСМ в России можно говорить о локализации подвижного состава и работе по совместной подготовке высококвалифицированного персонала» - отметил Йорг Либшер, руководитель департамента «Системы рельсового транспорта» «Сименс» в России.
«Безусловно, компания Alstom уделяет ключевое внимание проекту, который положит начало созданию сети высокоскоростных магистралей в России. Важность проекта ВСМ-2 Москва-Казань не вызывает сомнений, реализация проекта позволит добиться социально-экономического эффекта в национальном масштабе, - комментирует вице-президент компании ALSTOM Transport Ltd. Russia Ян Хардер, - Мы совместно с нашими русско-французскими партнерами готовы предложить весь наш совместный опыт и поддержку для запуска железнодорожных перевозок со скоростью до 400 км/ч».
***
27 мая 2013 года на совещании о перспективах развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в Сочи Президент РФ Владимир Путин объявил о решении строительства в 2014-2018 гг.участка «Москва —Казань» высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Казань — Екатеринбург».
Реализация проекта будет способствовать созданию около 537 тыс. новых рабочих мест, увеличению объема заказов для российского рынка, улучшению транспортных связей регионов, росту экономического развития территорий.
Напомним, что 2 октября 2013 года по итогам конкурса были определены инвестиционный консультант и юридический советник по разработке инвестиционной основы создания первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) «Москва-Казань». Инвестиционным консультантом была назначена Первая инфраструктурная компания InfraONE, функции юридического советника исполняет юридическая фирма VEGAS LEX (Группа советников). В рамках работы консультанты работали над инвестиционной основой реализации проекта, охватывающей вопросы финансирования, юридические и организационные аспекты.