8 июля 2008 |
"Входной билет" бесплатным не бываетИсточник: 102 banka.ru
Власти Волгоградской области не на шутку обеспокоены отношениями между товаропроизводителями и розничными торговыми сетями. Аппетиты ритейлеров слишком завышены. Это не дает производителям возможности нормально развиваться и влияет на рост цен на продукты питания. Областные власти намерены разобраться в ситуации. Однако методы борьбы власть имущих вызывают у экспертов большие сомнения.
На сегодняшний день за счет имени крупным компаниям еще удается «вылезать» на рынок и занимать лучшие позиции на волгоградских прилавках. Но если ситуация в ближайшем будущем не изменится, волгоградцы могут совсем забыть, как выглядят товары местных производителей. По мнению заместителя главы администрации области по инвестициям и торговле Анатолия Бровко, «для того, чтобы продукты питания местных товаропроизводителей в полной мере были представлены в сетевых магазинах, необходимо, чтобы удельный вес реализованной продукции в крупных торговых сетях составлял не менее 70 процентов». Розничным сетям уже неоднократно рекомендовалось сократить отсрочку платежей за реализованную продукцию до 15 банковских дней, так как производители продуктов питания должны рассчитаться с поставщиками сырья в течение 10 банковских дней. Однако ритейлеры не спешат прислушиваться к рекомендациям.
Пресс-служба областной администрации констатирует, что власти не раз собирали за круглым столом обе заинтересованные стороны. «Было отмечено, что уже на протяжении нескольких лет товаропроизводители при заключении договоров с торговыми сетями сталкиваются с рядом препятствий и проблем в работе. Это не только отсрочка платежей, но и завышенные «входные бонусы», оплата за размещение и выкладку товаров, дополнительная плата за внесение новых наименований товара в номенклатуру торговой сети, возврат нереализованной продукции и многое другое». Как сообщил корреспонденту V1.ru неавторизованный источник, на сегодняшний день областная администрация намерена выйти с законодательной инициативой ужесточения правил работы торговых розничных сетей. Однако в возможности законодательно регулировать рыночные процессы сомневаются не только производители, но и юристы.
«Проблема взаимоотношений есть. Власть пытается ее решить, но исполнение любого решения, которое принимается на многочисленных совещаниях и заседаниях, необходимо четко контролировать и отслеживать. Без этого дело с места не сдвинется, – считает генеральный директор маслодельно-сыродельного комбината «Михайловский», глава общественной организации «Молочный союз» Антонина Евдокимова. – Основная проблема во взаимоотношениях с сетями заключается в том, что до их руководства достучаться очень трудно. Оперативно решить вопросы не получается. Система договоров для входа в сеть, так называемый «входной билет», не допускает со стороны производителей никаких обсуждений. На компромисс с нами идти никто не хочет. Если что-то не устраивает, торговые сети могут просто найти других поставщиков. Идея законопроекта и подобной инициативы власти, конечно, приветствуется. Как-то надо своих производителей выручать. Но мы живем в условиях рынка, и не надо забывать, что розничные сети бесплатно работать не будут».
«Пока не ясно, каким образом указанная инициатива областной администрации найдет свое законодательное закрепление. Ведь современное гражданское законодательство закрепляет принцип свободы договора, – поясняет адвокат АБ «Вегас-Лекс» Максим Лавров. – Госрегулирование экономической деятельности хозяйствующих субъектов допустимо в прямо предусмотренных федеральным законодательством случаях. Если же подобный закон будет принят на уровне Волгоградской области, то, несомненно, у участников рынка, прежде всего у ритейлеров, возникнет немало вопросов относительно соответствия его положений ряду принципов и норм гражданского законодательства РФ. Не исключено, что вопросы, связанные с ограничением договорных условий об отсрочке платежей за поставленный товар, об оплате за размещение и выкладку товаров и ряда других, заявляемых администрацией, будут предметом рассмотрения в суде как противоречащие действующим нормам федерального законодательства».
По мнению юриста, «на сегодняшний день в руках областной власти фактически имеется единственный механизм воздействия на договорные отношения продавца и поставщика в сфере ритейла – осуществление проверок соблюдения участниками рыночных отношений норм законодательства».
В подобных условиях для мелких производителей работа в рознице становится практически нереальной. Им приходится постоянно кредитоваться в банках или прибегать к недешевому факторингу.
«Отсрочки платежей розничные сети требуют гораздо большие, чем срок фактической годности многих товаров. Услуги факторинговой компании здесь, безусловно, являются тем инструментом, который поставщики могут использовать для закрытия кассовых разрывов. К сожалению, для них невозможно заложить стоимость факторингового обслуживания в наценку, поскольку слишком высока конкуренция между поставщиками. Несмотря на это обстоятельство, среди клиентов факторинга примерно 50 процентов составляют компании, осуществляющие поставки продуктов в сети», – рассказывает директор волгоградского представительства «Национальной факторинговой компании» Наталья Иванова.
Волгоградские ритейлеры обсуждать данную проблему не горят желанием, заявляя, что «в рыночных условиях выживает сильнейший, и ажиотаж вокруг данной темы ни к чему». Местные производители, в свою очередь, борются немалым рублем за право присутствия на прилавках. А жители города, тем временем, с надеждой продолжают выискивать на прилавках знакомые и давно полюбившиеся марки продуктов. Пока еще – находят.
|