10 февраля 2011 |
Инновации по понятиямГосдума получила два законопроекта о господдержке инновационной деятельности. В них депутаты пытаются определить, что такое инновации. До сих пор законодательного определения этой деятельности нет, хотя бюджетных денег на инновации выделяется с каждым годом все больше. Авторы первого законопроекта депутаты из «Справедливой России» Иван Грачев, Константин Бесчетнов и Оксана Дмитриева. Второго - группа парламентариев от «Единой России» во главе с вице-спикером Госдумы Олегом Морозовым (на фото). Два об одном Главная задача обоих проектов - определить параметры инновационной деятельности и взаимоотношения ее участников - ученых, бизнесменов, инвесторов и госструктур. Грачев, Бесчетнов и Дмитриева в пояснительной записке к своему законопроекту отмечают: в федеральных и региональных законах, приказах, постановлениях и прочих документах властей разного уровня часто встречается слово «инновации» и его производные, но что это такое, никто не знает. То есть законодательно эти понятия в России не определены. «В механизмах налогового и таможенного стимулирования, содержащихся в соответствующих кодексах и имеющих конкретных адресатов, не названы субъекты инновационной деятельности. При размещении государственных и муниципальных заказов не учитывается инновационная направленность заявок. Не определены полномочия и функции органов государственной власти и порядок их взаимодействия в области поддержки инновационной деятельности»,- добавляют авторы альтернативного документа из «Единой России». Оба законопроекта предлагают свои варианты трактовки понятий «инновационная деятельность», «инновационный продукт», «инновационная программа», «инновационный проект», «субъекты инновационной деятельности», «инновационная инфраструктура» и других. «Справедливая Россия» предлагает утвердить перечень объектов инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий. Справороссы поясняют: это нужно для того, чтобы не приходилось каждый раз, присваивая объекту статус технопарка или инкубатора, разъяснять, что это такое и каковы принципы деятельности такого объекта. Перечень открытый и может пополняться. Их коллеги из «партии большинства» вводят также перечень вариантов господдержки инновационных предприятий и идей. Это прямое субсидирование, налоговые и таможенные льготы, организационно-правовая и информационная помощь. Единороссы считают, что поддерживать инноваторов нужно лишь на начальных этапах, когда идет разработка и создание нового продукта. В реализации и распространении таких продуктов госпомощь не нужна. Предполагается, что инновационные товары более конкурентоспособны, чем обычные, поэтому рынок должен предпочесть их. Инновационный ремонт О необходимости законодательно урегулировать инновационные понятия и механизмы чиновники говорят уже лет десять. За это время было предложено несколько вариантов проектов, но ни один не был принят. В прошлом году этот вопрос поднял глава Федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Артемьев. Он отметил, что без закона об инновациях невозможно, например, усовершенствовать систему госзакупок, включив в закон о госзакупках подраздел специально для малого инновационного бизнеса. «Это послужило бы толчком для развития инноваций в России и дало возможность экономить средства на госзакупках. Например, введение обязательной квоты в 20% в лотах по госзакупкам для малого бизнеса обеспечило спрос на произведенные товары и услуги в объеме не менее 550 млрд рублей»,- подсчитал Игорь Артемьев. Но пытаться развивать и поддерживать инновационный малый и средний бизнес, не имея юридического определения понятия «инновация», крайне сложно. «Как только встает вопрос, как применить льготы по налогообложению, субсидировать процентные ставки, использовать действующие законодательные механизмы в интересах малого бизнеса, юридически это не представляется возможным». Счетная палата РФ (СП) проверила, насколько эффективно управляют инновационными деньгами Внешэкономбанк и российская венчурная компания (РВК). Аудитор СП Александр Пискунов 24 января отчитался об этом в Совете Федерации. Вывод Пискунова почти дословно совпадает с оценкой Артемьева годичной давности. Из-за законодательной неурегулированности вопроса государство до сих пор так и не смогло обеспечить продекларированной налоговой поддержки инноваций, «а малый и средний бизнес, работающий в этом направлении, так и не дождался от государства дополнительных льгот и преференций, что также сдерживает его развитие»,- отмечает аудитор. «Все эти меры должны были предприняты еще четыре года назад в рамках утвержденной правительственной стратегии развития науки и инноваций до 2015 года. Это программа направлена на формирование эффективной инновационной системы, обеспечивающей технологическую модернизацию экономики страны. Законодательное обеспечение инновационной сферы в этом документе обозначена как одна из приоритетных задач»,- подчеркнул Пискунов. Но задачу так и не выполнили. В итоге у Внешэкономбанка нет утвержденного порядка его участия в реализации инвестиционных проектов. Есть факты, когда принятые исполнительными органами решения об одобрении или неодобрении инвестпроектов основывались не на экспертных заключениях специалистов, а исключительно на суждениях представителей структурных подразделений Внешэкономбанка. Аналогичные замечания Пискунов высказал и в адрес РВК, добавив, что неурегулированность вопроса создает условия для злоупотреблений и коррупции. Об этом же говорят и другие эксперты. Например, в Госдуме уже прошел первое чтение закон, вводящий льготы по налогу на имущество организаций в отношении новых объектов, имеющих высокую энергоэффективность. Льготы будут распространяться и на расходы на амортизацию, оплату труда работников, приобретение сырья и материалов, инвентаря, спецодежды, а также работы по договорам на выполнение НИОКР и отчисления на формирование фондов финансирования НИОКР. Однако поскольку «инновационных» определений до сих пор не существует, то «расходы на обычный ремонт помещения можно выдавать за разработку инновационной деятельности», предупреждает руководитель группы по инновационным проектам Vegas Lex Александра Васюхнова. Понять непонятное Хотя не ясно, что такое инновации, взыскания за их отсутствие уже начались. Например, после президентской комиссии по модернизации, которая состоялась 31 января в Арзамасе, был уволен глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров. Президент Дмитрий Медведев раскритиковал его за невнимание к инновациям и поручил Минэкономразвития проверить крупнейшие госкорпорации на этот предмет. На этой неделе МЭР отчиталось о проверке: только 9 из 22 компаний имеют соответствующие программы развития, которые полностью соответствуют кремлевскому курсу на модернизацию. В их числе «Росатом», «Ростехнологии», «РусГидро», «Роснефть» и другие. А вот ОАК, «Совкомфлот», «Связьинвест», «НПО машиностроения» заслужили лишь негативные оценки. Некоторые эксперты сомневаются, что принятие законов поможет внедрению инноваций в России. Проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, директор технопарка ЭТУ Михаил Шестопалов отмечает, что таких законопроектов было уже много, но ни в одном из них не дано исчерпывающего определения понятий, связанных с инновациями. Сделать это, по его мнению, очень сложно. Да и нужно ли - еще вопрос. Ведь под инновацию можно подвести любое новшество, чтобы получить бюджетные деньги или льготы. Будет ли при этом новшество результативным - неясно. |