19 июня 2008 |
Государственные корпорации. Новая модель: от идеи к структурированиюИсточник:: Наша власть. Дела и лица Коллектив авторов, VEGAS LEX Вопрос о статусе госкорпораций по-прежнему является одним из важнейших в стране, где управление экономикой с одной стороны имеет центростремительный характер, с другой – на государственном уровне декларируются принципы невмешательства в промышленность, строительство и иные отрасли экономики. В данном материале рассматриваются правовые аспекты существования госкорпораций, компетенция действующих корпораций, при этом без каких-либо критериев оценки их экономического, управленческого и иного потенциала.
Необходимость регулирования стратегических отраслей, сырьевого сектора и смежных отраслей выявили ряд проблем, связанных с определением форм, средств и методов государственного влияния на экономические отношения. Эти проблемы вынуждают искать оптимальную модель управления госимуществом и усиления конкурентного потенциала компаний, им владеющих. Именно такой логикой руководствовался законодатель, создавая новую организационно-правовую форму юридического лица – госкорпорацию.
За рубежом создание подобных корпораций характерно в основном для военно-промышленного сектора. Для стимулирования и регулирования прочих отраслей применяются рыночные механизмы (налоговое, таможенное, торговое законодательство) без формирования крупной государственной собственности. Вместе с тем во многих странах существовали структуры, подобные госкорпорациям.
В Чили в ходе реализации либеральных реформ (т. наз. «шоковой терапии») генерал Пиночет использовал госкорпорации для усиления эффекта развития отдельных отраслей экономики.
В Южной Корее госкорпорации (чеболи) создавались в 1980--90-х гг. для ускорения перехода от аграрной экономики к промышленной. После бурного роста в середине 1990-х в стране разразился жесточайших экономический кризис, вызванный в т.ч. неэффективностью госкорпораций.
В Великобритании опыт «государственно-корпоративного» управления применялся в отраслях, которые подверглись национализации с 1940-х до начала 1980-х гг. Наиболее известные госкорпорации: «Центральный совет по выработке электроэнергии», «Британская газовая корпорация», «Национальный угольный совет».
Как видим, госкорпорации создавались в периоды стагнации или кризиса в определенных отраслях и главной целью их существования была именно централизация государственного управления. При этом впоследствии функционирование этих компаний в подавляющем большинстве приводило к проблемам в управлении и эффективности работы целом.
В этом смысле выбор модели государственно-корпоративного управления в России представляется весьма спорным. С одной стороны, необходима централизация и активизация усилий по реализации потенциала сложных структурно и высокозатратных отраслях экономики. С другой – наблюдается значительный рост числа госкорпораций (см. таблицу) в тех отраслях, где такая необходимость отсутствует.
Основополагающими признаками данной организационно-правовой формы юридического лица являются: - декларируемый некоммерческий характер деятельности корпорации; - создание, наделение полномочиями, функционирование не на основе норм корпоративного и гражданского законодательства, а на основании отдельного федерального закона; - управление менеджерами, назначаемыми государством в лице уполномоченных органов; - получение бюджетных средств вне рамок, установленных бюджетным законодательством, по вопросам взаимодействия бюджетных учреждений и частных компаний.
Работа госкорпораций подпадает действие закона «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым НКО вправе заниматься предпринимательской деятельностью, если оная соответствует целям и задачам самой НКО. Вместе с тем основной целью создания госкорпораций является реализация государственной политики в тех или иных отраслях, что свойственно скорее органам государственной власти. Логично, что данная функция вряд ли будет эффективной при перекосе в сторону извлечения прибыли.
Сравнительная таблица федеральных агентств и государственных корпораций
Основная проблема существующих госкорпораций с учетом специфики их организационно-правовой формы (некоммерческая организация), заключается в том, что их компетенция часто пересекается с соответствующими федеральными агентствами. Именно поэтому большинство корпораций заменяют собой упраздненные в результате их создания соответствующие федеральные агентства.
С одной стороны, замена агентств на корпорации влечет положительный эффект в части развития коммерческой составляющей работы корпораций. С другой – оптимизацию отдельных функций и деятельности агентства в целом можно провести путем реформирования нормативной базы о действующих органах власти без создания квазикоммерческих структур.
Помимо прочего, возникает опасность пересечения контролирующих и хозяйственных функций в одном лице, что входит в противоречие с соответствующими нормами антимонопольного законодательства.
Структура действующих госкорпораций и их компетенция
Действующая нормативная база о государственных корпорациях формирует, по сути, новый тип юридического лица, консолидирующий в себе черты коммерческой структуры, государственного регулятора, некоммерческой организации. Именно в силу специфики статуса госкорпораций их деятельность регламентируется индивидуально определенными федеральными законами (хотя, например, ОАО «РЖД» и иные акционерные общества с государственным участием создаются на основании соответствующих актов Правительства РФ). Стремление государства зарегулировать ту или иную отрасль экономики и вместе с тем развить коммерческую составляющую направления (что уже в интересах чиновников в соответствующих отраслях) выливается в активное формирование госкорпораций в различных отраслях хозяйства.
Отбрасывая критерии оценки эффективности такого рода образований (мировая практика показывает, что управление в частной компании однозначно более эффективно, чем в государственных учреждениях), с точки зрения правового регулирования отметим несколько основных моментов.
Существующие в настоящий момент госкорпорации не соответствуют современным корпоративным стандартам управления, не готовят обязательную для частных коммерческих структур (ОАО, ЗАО) отчетность, имеют низкую прозрачность и высокую коррумпированность принятия решений, что снижает инвестиционную привлекательность корпораций и как следствие целых отраслей экономики.
Необходимо четко прописывать статус создаваемых или созданных корпораций в системе органов государственной власти на отраслевом уровне, четко разделять деятельность госкорпораций как хозяйствующих субъектов и отраслевых регуляторов. Также требуется принятие специального закона о госкорпорациях для определения общих для всех корпораций критериев функционирования, управления бюджетными средствами, использования прибыли и отчетности. |