17 ноября 2008 |
Обзор Арбитражной практики по корпоративным спорамОбзор исков о восстановлении прав собственности акционера, споры о реорганизации, оспаривание решения органа государственного управления.
1. Восстановление прав собственности акционера
Из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2008 г. №3905/08:
«Признавая за Истцами право собственности на спорные акции и обязывая Регистратора восстановить на лицевых счетах истцов записи о принадлежности им указанных ценных бумаг, суд должен был установить, с чьих лицевых счетов должны быть списаны акции, количество таких акций, и с согласия истцов привлечь этих лиц к участию в деле в качестве ответчиков. В противном случае внесение изменений в реестр акционеров общества приведет к увеличению его уставного капитала способом, не предусмотренным законом».
Фабула дела
При создании ЗАО «Приобское» (далее — Общество) в соответствии с учредительным договором акционеры были обязаны вносить вклады (оплачивать акции) в зависимости от величины земельного и имущественного пая в реорганизованном совхозе. Размеры имущественного пая и земельной доли каждого акционера были зафиксированы в списке акционеров от 10.08.1994 г.
После заключения в 2004 году между Обществом и ОАО «Межрегиональный специализированный финансово-промышленный регистратор «Сибирский реестр» в лице Новосибирского филиала «Независимый регистратор» (далее — Регистратор) договора на ведение реестра владельцев именных ценных бумаг Регистратору был передан список акционеров Общества по состоянию на 26.04.2004 г., в котором количество акций, принадлежащих гражданам В.Г.Г., Л.Л.М., С.К.А., СТА. (далее — Истцы), уменьшено по сравнению со списком акционеров от 10.08.1994 г., а Истцы Б.Н.Н., В.В.Г. и П.Н.К. вообще не указаны в качестве владельцев ценных бумаг Общества.
Предмет иска
Истцы обратились в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к ЗАО «Приобское» и Регистратору:
- о признании незаконными действий Общества по внесению изменений в реестр акционеров путем уменьшения у Истцов количества акций;
- о признании незаконными действий Общества по исключению из реестра акционеров Б.Н.Н., владеющей 80 акциями, В.В.Г., владеющей 60 акциями, П.Н.К., владеющей 60 акциями;
- о признании права собственности на акции: за Б.Н.Н. — на 80, за В.ГГ. — на 66, за В.В.Г. — на 60, за Л.Л.М. — на 48, за П.Н.К. — на 60, за С.К.А. — на 41, за С.Т.А. — на 53;
- об истребовании из незаконного владения Общества 348 акций, принадлежащих Истцам;
- об обязании Регистратора открыть лицевые счета на имя Б.Н.Н., В.В.Г., П.Н.К. и восстановить на лицевых счетах истцов записи о принадлежности им акций Общества в соответствии со списком акционеров от 10.08.1994 г.
Позиция судов
Как было установлено судами, Истцы не участвовали в каких-либо сделках по отчуждению принадлежащих им акций, с учетом чего правовые основания для исключения их из реестра акционеров и уменьшения количества акций, принадлежащих другим Истцам, отсутствуют.
Отказ в удовлетворении исковых требований в части истребования акций из незаконного владения Общества мотивирован отсутствием у спорных ценных бумаг индивидуальных определенных признаков.
При этом суды пришли к выводу, что список акционеров от 10.08.1994 г. является достаточным доказательством наличия у Истцов права собственности на спорные акции.
Позиция ВАС РФ
Согласно п. 16 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 г. №708) владелец имущественного пая и земельной доли может как получить их при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства, так и внести их в качестве взноса в создаваемое общество, продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев). По смыслу данного положения при выборе второго способа члены коллектива хозяйства должны были внести в качестве взноса в создаваемое акционерное общество как имущественные паи, так и принадлежащие им земельные доли.
В обоснование своих требований Истцы сослались на сведения о количестве принадлежащих им акций, содержащиеся в списке акционеров от 10.08.1994 г.
Однако, как указывает Общество, данный список составлен до его государственной регистрации и содержит сведения о количестве принадлежащих акционерам ценных бумаг исходя из величины их имущественных и земельных паев. Как указал Ответчик, Истцы свои земельные доли в уставный капитал Общества не внесли, поэтому не приобрели право на то количество акций, которое определено в списке акционеров.
При новом рассмотрении дела судам необходимо дать оценку указанным доводам, выяснить, были ли фактически внесены земельные доли в уставный капитал Общества, как это предусмотрено списком акционеров, либо истцы распорядились ими иным предусмотренным законом способом.
Кроме того, признавая за Истцами право собственности на спорные акции и обязывая Регистратора восстановить на лицевых счетах истцов записи о принадлежности им указанных ценных бумаг, суд должен был установить, с чьих лицевых счетов должны быть списаны акции, количество таких акций, и с согласия истцов привлечь этих лиц к участию в деле в качестве ответчиков. В противном случае внесение изменений в реестр акционеров общества приведет к увеличению его уставного капитала способом, не предусмотренным законом.
2. Оспаривание реорганизации
Из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2008 г. №5022/08: «Нарушение требований, обеспечивающих реализацию права акционера на выкуп у него акций реорганизуемого общества, само по себе не может являться основанием для признания недействительным решения общего собрания акционеров о реорганизации, поскольку при отказе или уклонении общества от выкупа акций в случаях, порядке и сроки, предусмотренные Законом «Об акционерных обществах», акционер вправе обратиться в суд с требованием об обязании общества выкупить акции».
Фабула дела
Решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО «ЮАИЗ» (далее — Общество) от 13.04.2005 г., оформленного протоколом от 21.04.2005 г., указанная организация была реорганизована путем разделения на два общества: ОАО «ЮАИЗ — Инжиниринг» и ОАО «Сервисная компания — ЮАИЗ». Акционер Общества — гражданин К.А.А. (далее — Истец), владеющий менее чем 0,1 процента голосующих акций, участия в данном внеочередном собрании акционеров не принимал. При подготовке к проведению собрания ему было направлено уведомление, содержащее информацию о дате, времени и месте проведения собрания, форме голосования, порядке ознакомления с материалами собрания, предоставляемыми при подготовке к проведению собрания (с указанием адреса и времени ознакомления). Кроме того, в уведомлении было указано право акционера требовать выкупа Обществом акций по цене, определенной на заседании совета директоров от 22.02.2005 г., и порядке их выкупа, однако сведения о конкретной цене акций в уведомлении отсутствовали. Не получив указанной информации в уведомлении, Истец направил в адрес ОАО «ЮАИЗ» запрос с требованием выслать ему указанную информацию. Однако данные требования Обществом выполнены не были.
Предмет иска
Истец как акционер ОАО «ЮАИЗ», владеющий менее чем 0,1 процента голосующих акций, обатился с иском к ОАО «ЮАИЗ — Инжиниринг» и ОАО «Сервисная компания — ЮАИЗ» о признании недействительным решения внеочередного общего собрания акционеров Общества от 13.04.2005 г., оформленного протоколом от 21.04.2005 г., о реорганизации ОАО «ЮАИЗ» в форме разделения на два общества: ОАО «ЮАИЗ — Инжиниринг» и ОАО «Сервисная компания — ЮАИЗ». Иск мотивирован отсутствием при голосовании кворума, необходимого для решения данного вопроса. Впоследствии Истец заявил об изменении оснований иска, сославшись на нарушение требований статей 52, 75 и 76 ФЗ «Об акционерных обществах» при принятии общим собранием акционеров ОАО «ЮАИЗ» оспариваемого решения.
Позиция судов
Как было установлено судами, в оспариваемом собрании (проведено путем заочного голосования) приняли участие акционеры, обладавшие 95,04% голосов. За реорганизацию проголосовало 99,74% голосов акционеров, участвовавших в собрании. Акционер К.А.А. в голосовании не участвовал. Оспаривая решение собрания, ссылается на нарушение его права на ознакомление с информацией, подлежащей предоставлению акционерам при подготовке к проведению общего собрания, и права требовать выкупа у него акций реорганизуемого общества. Суды всех инстанций пришли к выводу, что ненаправление Истцу информации, подлежащей предоставлению акционерам, при подготовке к проведению общего собрания вместе с уведомлением, а также отдельно по его требованию, отсутствие в уведомлении о проведении собрания конкретной цены акций свидетельствуют о нарушении прав Истца на доступ к информации, предусмотренной п. 3 ст. 52 и пунктами 1, 2 ст. 76 Закона «Об акционерных обществах».
Позиция ВАС РФ
При рассмотрении спора судами был установлен факт своевременного извещения Истца о проведении общего собрания акционеров. В уведомлении о проведении 13.04.2005 г. внеочередного собрания акционеров Общества сообщались дата, время и место проведения собрания, форма голосования и порядок ознакомления с материалами, предоставляемыми при подготовке к проведению собрания, содержалась информация о праве акционера требовать выкупа Обществом акций по цене, определенной на заседании совета директоров от 22.02.2005 г., а также порядке их выкупа.
Для ознакомления с данной информацией по указанному в уведомлении адресу Истец не явился.
Направленное Истцу уведомление о проведении общего собрания акционеров ОАО «ЮАИЗ» по своему содержанию соответствовало требованиям к тексту сообщения о проведении общего собрания, установленным пунктами 1 и 2 ст. 52 Закона «Об акционерных обществах» и уставом Общества.
Поскольку Обществом своевременно направлено и Истцом получено уведомление, содержащее сведения о порядке ознакомления акционеров с материалами, предоставляемыми при подготовке к проведению общего собрания акционеров, с сообщением адреса для ознакомления, по которому Истец не явился, выводы судов о нарушении прав данного лица на доступ к информации не являются правомерными.
Нарушение требований, обеспечивающих реализацию права акционера на выкуп у него акций реорганизуемого общества, само по себе не может являться основанием для признания недействительным решения общего собрания акционеров о реорганизации, поскольку при отказе или уклонении общества от выкупа акций в случаях, порядке и сроки, предусмотренные Законом «Об акционерных обществах», акционер вправе обратиться в суд с требованием об обязании общества выкупить акции.
Указанным правом Истец не воспользовался: требования к ОАО «ЮАИЗ» о выкупе принадлежащих ему акций им не предъявлялось.
С учетом изложенного, принятое общим собранием акционеров ОАО «ЮАИЗ» решение от 13.04.2005 г. о реорганизации Общества не нарушает прав и законных интересов Истца, связанных с реализацией права на выкуп принадлежащих ему акций, а заявленное им требование, исходя из характера нарушений, на которые он ссылается, и отношений с Обществом, не направлено на восстановление корпоративного контроля.
При таких обстоятельствах Президиум ВАС РФ принятые по делу судебные акты отменил, в удовлетворении исковых требований Истца о признании недействительным внеочередного общего собрания акционеров о реорганизации Общества отказал в полном объеме.
3. Обжалование решений органов государственного управления
Из Определения Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2008 г. № КАС08-379: «Предписание Федеральной службы по финансовым рынкам, обязывающее эмитента именных ценных бумаг иметь в штате не менее одного работника, имеющего квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по ведению реестра владельцев ценных бумаг, неправомерно распространяет квалификационное требование, необходимое для выдачи профессиональному участнику рынка ценных бумаг лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра, на эмитентов, ведущих самостоятельно реестр владельцев именных ценных бумаг, поскольку в законе такого условия для осуществления эмитентами деятельности по ведению реестра не имеется».
Фабула дела
Пунктом 2.2 Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам России от 27.12.2007 г. № 07-113/пз-н «О требованиях к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг» (далее - Приказ) предусмотрено, что при ведении реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами таких ценных бумаг в штате эмитента должно быть не менее одного работника, имеющего квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
Предмет иска
ООО «Управляющая компания «Независимые директора» (далее — Заявитель, Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 2.2 Приказа недействующим, ссылаясь на его несоответствие статьям 8, 42 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и статье 44 Федерального закона «Об акционерных обществах».
Как полагает Заявитель, при принятии оспариваемого Приказа ФСФР России превысила свои полномочия, установив норму, обязывающую эмитента нести необоснованные расходы по содержанию специалиста, поскольку условие о наличии в штате эмитента именных ценных бумаг (независимо от количества владельцев акций: и когда в акционерном обществе число акционеров более 50, и когда число владельцев ценных бумаг превышает 500) не менее одного работника, имеющего квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по ведению реестра именных ценных бумаг, влечет за собой необходимость найма (аттестации) указанного работника либо передачи эмитентом функций по ведению реестра именных ценных бумаг профессиональному участнику рынка ценных бумаг, что приводит к дополнительным финансовым издержкам эмитента. Тем самым, по мнению Заявителя, на эмитента незаконно возлагается дополнительная обязанность, не предусмотренная действующим законодательством.
Позиция ВС РФ
Под порядком ведения реестра владельцев ценных бумаг следует понимать деятельность по сбору, фиксации, обработке, хранению и предоставлению данных, совокупность которых обеспечивает идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяет получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.
При этом по общему правилу законодателем эмитенту предоставлено право выбора при решении вопроса о том, кто будет осуществлять ведение реестра ценных бумаг: юридическое лицо может самостоятельно заниматься этой деятельностью, а также может поручить ее профессиональному участнику рынка ценных бумаг.
Статьей 38 Закона установлено, что одной из основ регулирования рынка ценных бумаг является лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Данная деятельность лицензируется тремя видами лицензий, в том числе лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра (пункт 6 статьи 39 Закона).
Утвержденный во исполнение пункта 6 статьи 42 Закона Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 06.03.2007 г. № 07-21/пз-н Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг среди других лицензионных требований и условий называет соответствие работников лицензиата квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (пункт 3.1.4).
Одним из главных квалификационных требований, предъявляемых к специалистам финансового рынка, является наличие квалификационного аттестата по соответствующей специализации (раздел II Положения о специалистах финансового рынка, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 20.04.2005 г. № 05-17/пз-н).
Таким образом, без подтверждения лицензиатом соответствия работников квалификационным требованиям путем представления, в частности, их квалификационных аттестатов лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра юридическому лицу не выдается.
Однако случаи, когда эмитент не может самостоятельно осуществлять деятельность по ведению реестра и в обязательном порядке должен поручить ее профессиональному участнику рынка ценных бумаг, носят исключительный характер и специально оговорены в законе.
Кроме случая, указанного в абзаце десятом пункта 1 статьи 8 Закона (если число владельцев ценных бумаг превышает 500), абзацем вторым пункта 3 статьи 44 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» определено, что в акционерном обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор.
Суд обоснованно признал неправомерным то, что, закрепив в пункте 2.2 Приказа предписание, обязывающее эмитента именных ценных бумаг иметь в штате не менее одного работника, имеющего квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по ведению реестра владельцев ценных бумаг, Федеральная служба по финансовым рынкам России тем самым распространила квалификационное требование, необходимое для выдачи профессиональному участнику рынка ценных бумаг лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра, на эмитентов, ведущих самостоятельно реестр владельцев именных ценных бумаг, поскольку в законе такого условия для осуществления эмитентами деятельности по ведению реестра не имеется.
Вывод суда о том, что оспариваемое предписание Приказа не устанавливает обязательное требование к порядку ведения реестра, а фактически накладывает на эмитентов, ведущих самостоятельно реестр владельцев именных ценных бумаг, дополнительную обязанность, не предусмотренную законом, ограничивая их право на самостоятельное ведение реестра, является правильным.
Обоснован и вывод суда о том, что полномочий по принятию таких нормативных правовых актов Федеральная служба по финансовым рынкам России не имеет. |