20 октября 2008 |
Они не верят в эти фантикиИсточник: Журнал "Эксперт"
Финансово-экономический кризис побуждает крупных инвесторов в электроэнергетике отказываться от своих обязательств по инвестициям в этот бизнес и выкупу акций у миноритариев
На минувшей неделе сразу две крупные бизнес-структуры (холдинг «Онэксим» и Группа «Синтез»), участвовавшие в приватизации электроэнергетических активов бывшего РАО «ЕЭС России», пошли на корпоративный конфликт с профессиональными участниками фондового рынка, чем подвергли себя в будущем остракизму со стороны инвестиционного сообщества. «Онэксим», контролирующий 50% акций ОАО «Территориальная генерирующая компания № 4» (ТГК-4), отказался исполнять предписанный законом выкуп оставшихся акций компании у миноритариев. Компания «Корес Инвест», входящая в состав Группы «Синтез», не захотела принимать к оферте акции ТГК-2. В условиях финансового кризиса эти игроки подрывают доверие к российскому фондовому рынку в целом и к российской электроэнергетической отрасли в частности.
Эти примеры указывают в первую очередь на недостатки проведенной реформы РАО «ЕЭС России». Собственность в электроэнергетике, похоже, становится в тягость инвесторам.
Невезучий оферент
Весной 2008 года компания «Корес Инвест», представлявшая, как заявлялось, интересы немецкого энергоконцерна RWE и российской Группы «Синтез» (основным бенефициаром является сенатор от Чувашии Леонид Лебедев), консолидировала в два этапа 45,4% обыкновенных акций ТГК-2. Совокупная сумма понесенных затрат на это приобретение составила примерно 640 млн долларов, что соответствует более чем 550 долларам за киловатт установленной мощности в ТГК-2.
«По закону об акционерных обществах мажоритарий при преодолении порогов в 30, 50 и 75 процентов голосующих акций обязан предложить миноритариям выкупить их акции, — говорит Александр Чернышев, старший юрист корпоративной практики юридической фирмы “Вегас-Лекс”. — Ценой оферты в данном случае должна была быть наибольшая из 1) средневзвешенной цены, определенной по результатам торгов на биржах за шесть месяцев, 2) наибольшей цены, по которой оферент (или его аффилированные лица) приобретал или обязывался приобрести акции за шесть месяцев, предшествующих оферте».
В июле этого года, в соответствии с российским законодательством, «Корес Инвест» передал в ФСФР обязательную оферту миноритарным акционерам ТГК-2 на приобретение их акций. Но вот дальше события стали развиваться по иному сценарию.
На прошлой неделе Арбитражный суд Москвы наложил полный запрет на списание акций со счетов номинальных держателей в рамках обязательной оферты компании «Корес Инвест». Решение суда было основано на иске владельца «Корес Инвеста» сенатора Лебедева, который просил признать недействительной сделку по покупке его собственной компанией акций ТГК-2. В случае удовлетворения иска продавец акций (РАО «ЕЭС России») должен будет вернуть покупателю (ООО «Корес Инвест») деньги, уплаченные за этот энергоактив.
Миноритарные акционеры восприняли данный иск как попытку помешать им воспользоваться обязательной офертой «Корес Инвеста».
Понятно, что, покупая по более высоким ценам ранее и задавая ценовые ориентиры, мажоритарии не могли предусмотреть резкого снижения котировок на фондовом рынке, а потому гораздо большую, чем обычно, востребованность обязательных оферт. Так, миноритарии ТГК-2 претендуют на то, чтобы продать свои акции мажоритарию за те же 550 долларов за киловатт, тогда как сейчас средняя стоимость территориально-генерирующих компаний, по оценке ФК «Открытие», составляет 230–240 долларов за киловатт мощности.
Неудивительно также, что 23 сентября 2008 года Группа «Синтез» получила от компании RWE отказ от участия в сделке по ТГК-2. Оказалось, что «Корес Инвест» представлял интересы немцев лишь на основании подписанного в марте этого года меморандума о взаимопонимании. И теперь немцы без каких-либо убедительных причин, как, впрочем, по всей видимости, и без каких-либо последствий, решили выйти из сделки. Леониду Лебедеву не позавидуешь. Ведь вроде бы предполагалось, что немцы выкупят 51% в «Корес Инвесте». Но сейчас мало того что на перепродаже не удалось вернуть даже части потраченного, так еще и миноритарии «бузят».
По оценкам, офертой «Корес Инвеста» должны были воспользоваться более 40% миноритариев ТГК-2. На выкуп потребуется около 13 млрд рублей. В условиях нынешнего кризиса ликвидности вряд ли «Синтез» найдет такие деньги. Теперь Лебедев рассказывает в суде, что у руководства «Корес Инвеста» не было полномочий заключать те сделки. Лебедев заявляет, что сделка утверждалась на собрании участников «Корес Инвеста» и от его имени голосовало доверенное лицо, но в материалах к собранию было лишь число покупаемых акций и их стоимость, доля же, которую «Корес Инвест» получит в ТГК-2, не обсуждалась. Таким образом, г-н Лебедев якобы не знал о последствиях сделки. «Действия господина Лебедева, безусловно, в рамках закона, но являются скорее использованием его несовершенства, чем реальной защитой чьих-то прав», — так прокомментировал эту ситуацию юрист Александр Чернышев.
Изгаляются как могут
По стопам Группы «Синтез» пошел и холдинг «Онэксим», контролируемый Михаилом Прохоровым. Юристы холдинга, бесспорно, достойны приза в номинации «за изобретательность». В прошлый понедельник кипрский офшор Onexim Holdings объявил об отказе от оферты, объявленной миноритариям ТГК-4, срок которой должен был истечь 17 октября. Согласно оферте он должен был выкупить почти за 1 млрд долларов около 50% акций компании. Свое решение структуры Михаила Прохорова оправдывали приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ) о включении ТГК-4 в Реестр субъектов естественных монополий. Дело в том, что ТГК-4 стала контролировать газопровод в Рязанской области, который снабжает десять потребителей, в том числе и Дягилевскую ТЭЦ, входящую в состав ТГК-4. С момента включения в реестр компания попадает под действие закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
«Согласно закону любые сделки, совершенные компанией Onexim Holdings Ltd (зарегистрированной на Кипре и являющейся нерезидентом), в результате которых она приобретает более 50% обыкновенных акций ТГК-4 без согласования с госорганами, являются ничтожными», — отмечается в обращении «Онэксима». Теперь вроде как для осуществления операций с акциями ТГК-4 «Онэксиму» необходимо подать заявку в ФАС, а решение будет приниматься комиссией при премьер-министре Владимире Путине.
По регламенту срок рассмотрения заявки составляет от месяца до полугода. Таким образом, оферта с акциями ТГК-4 переносится в неопределенное будущее.
Миноритарии не сдаются
Символично, что и в ситуации с ТГК-2, и в ситуации с ТГК-4 главным пострадавшим оказывается один и тот же акционер — фонд Prosperity Capital Management (см. графики 1 и 2). Глава фонда Александр Бранис является по совместительству еще и председателем совета директоров Ассоциации по защите прав инвесторов.
Совершенно очевидно, что пострадавший миноритарий не намерен терять деньги и будет бороться за свои права.
Так, компания «Корес Инвест», заблокировав свой счет в Центральном московском депозитарии (ЦМД) на прием заявлений от миноритариев в рамках оферты, не смогла добиться нужного эффекта. Миноритарии ТГК-2 мигом обратились в надзорный орган — Федеральную службу по финансовым рынкам. Та обязала ЦМД разблокировать счет «Кореса». Когда счет был разблокирован, часть акционеров, среди которых фонд Prosperity, а также госкомпании «Русгидро» и Федеральная сетевая компания, успели перевести все свои акции на счет мажоритария. Теперь «Корес Инвест» обязан в течение 15 дней оплатить эти акции. В случае отказа или неспособности произвести оплату акционеры имеют право обратиться за этим к банку, выдавшему гарантию по оферте. Гарантом данной оферты является Сбербанк.
С ТГК-4 вопрос пока не прояснен, но даже сторонние юристы склоняются к мысли, что ситуация для «Онэксима» может и не оказаться выигрышной. У Александра Чернышева есть подозрения, что «внесение ТГК-4 в реестр стратегических компаний никак не влияет на оферту. Во-первых, у миноритариев есть возможность оспорить саму процедуру внесения в реестр. Во-вторых, в соответствии с законом “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства” не подлежат согласованию сделки с акциями, если до данных сделок иностранный инвестор уже обладал контролем над обществом. Данное исключение не распространяется на недропользователей. ТГК-4 к ним не относится». А «Онэксим» к тому же владел до оферты контрольным пакетом в 50,3% акций ТГК-4 (позже он избавился от 0,3% акций).
Срок принятия обязательной оферты по ТГК-4 и ТГК-2 истекает в середине октября. Если «Онэксим» не оплатит переданные ему акции, их должен будет оплатить банк-гарант — Росбанк.
«Вообще, есть подозрение, что эти действия “Онэксима” могут быть блефом с целью скупки акций по более низким котировкам на фоне этой новости, — предполагает Александр Чернышев. — Акции компании сразу же упали на 30 процентов. Тем самым расходы на обязательный выкуп у миноритариев существенно снизятся».
Не рады, что купили
Примеров затягивания оферт или отказа от покупки активов в электроэнергетике уже набирается более десятка. Кто-то, как, скажем, инвесткомпания «МСК секьюритис», купившая в апреле 65,33% акций ОАО «Ульяновскэнерго», затягивает процесс выкупа, объявляя оферту по неправильно определенной цене, из-за чего ФСФР уже один раз аннулировала ее. Схожие прецеденты имели место в отношении миноритариев Нижегородской сбытовой компании (НСК) и Белгородской сбытовой компании (БСК), правда, использовались иные дыры в законе. В других случаях мегасделки в энергетике и вовсе сорвались. В частности, 1 октября «Роскоммунэнерго» отказалось от покупки ОГК-1.
Такие отказы ломают сценарий реформы электроэнергетики, сформировавшийся в последние несколько лет, где определялось, из каких источников будут финансироваться проекты, заложенные в инвестпрограммы. Так, госкомпания «Русгидро» может недополучить деньги на инвестиции из-за отказа принимать оферты в ТГК-2 и ТГК-4. Надо сказать, что большинство генерирующих компаний обеспечены средствами на первый этап выполнения инвестпрограмм, но разговоры о пересмотре планов строительства уже начались.
Аналитики Банка Москвы надеются, что государство не оставит ситуацию с ТГК-2 и ТГК-4 без внимания. Но, в любом случае, в свете складывающихся на сегодня перспектив искать других «стратегов» для электроэнергетики будет сложно. И Лебедев, и Прохоров, равно как и прочие спекулятивно настроенные инвесторы, видимо, уже не рады, что ввязались в энергетические проекты.
Летом этого года «Эксперт» писал, что текущие прогнозы РАО «ЕЭС России» относительно внутреннего электропотребления завышены и должны быть пересмотрены в привязке к реальным прогнозам роста экономики (см. «Цена расточительности» в «Эксперте» № 24 за этот год). Заложенные в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики показатели прироста электропотребления в 4–5% чересчур высоки. Для этого темпы роста ВВП России должны превышать 12% в год, чего не было и в годы блестящей сырьевой конъюнктуры, теперь же такие цифры и вовсе выглядят вызывающе.
Дополнительные инвестиции в строительство лишних генерирующих мощностей в Генсхеме предполагают соответствующий рост тарифов. Но цены на электричество у нас в стране уже выходят за рамки разумного. Уже сейчас они вплотную приблизились к ценам в США (немногим более 6 центов за киловатт). Однако в США строительство индустриальных объектов с нуля субсидируется, в том числе за счет дешевых долгосрочных контрактов на электричество, что в России пока не практикуется. Поэтому инвесторам в российскую промышленность предлагается закладывать рост энерготарифов в свои бизнес-планы. В следующем году в России они должны вырасти для промышленности с нынешних 6,3 до 7 центов. Но, похоже, многим нынешним владельцам энергоактивов, ранее далеким от энергоотрасли, и предполагаемого роста цен мало, раз они начинают тяготиться своими вложениями в данный бизнес
Адвокаты готовятся к монополии
Рынок юридических услуг будет консолидирован
Гильдия российских адвокатов обсудила одобренный Советом Федерации законопроект, согласно которому юридические услуги смогут оказывать только адвокаты, нотариусы, патентные поверенные и юристы, имеющие научную степень. В случае его принятия компаниям, работающим в сфере юридического бизнеса, придется играть по новым правилам. Участники рынка юридических услуг ждут его передела в пользу крупных игроков и, возможно, роста стоимости услуг адвокатов.
Сегодня юруслуги в России оказывают не только фирмы, не имеющие в штате адвокатов, но и организации, официально не специализирующиеся на таких услугах, а представителем в суде может выступать любой гражданин, не имеющий юридического образования. Законопроект, изначально вынесенный на обсуждение адвокатом Генри Резником, вводит адвокатскую монополию на юруслуги. Кроме того, он требует от работающих в России иностранных юристов сдавать адвокатский экзамен, исключения составят иностранные адвокаты, работающие в сфере международного права.
Законопроект «Об оказании квалифицированной юридической помощи в РФ» обсуждается в экспертных и законотворческих кругах уже третий год. Заявленная цель этого революционного документа — повысить качество юридических услуг и навести порядок на рынке. В конце недели в подмосковных Горках впервые состоялось первое публичное обсуждение документа, организованное Гильдией российских адвокатов. Многие адвокаты сомневаются в актуальности столь глобальной реформы. «Если законопроект будет принят Госдумой в таком виде, не исключено, что придется менять и закон об адвокатуре», — заявил РБК daily президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзоев. А к этому адвокатское сообщество сейчас не готово, считает председатель московской коллегии адвокатов «Юракадемия: Кутафин и партнеры» и один из разработчиков законопроекта Дмитрий Шестаков.
Представители юрбизнеса ожидают передела на рынке юридических услуг. «Небольшие компании ждут слияния, а для крупного бизнеса вряд ли что изменится, в любом случае он привык работать по правилам», — считает управляющий партнер юридической фирмы «Вегас-Лекс» Альберт Еганян. По его мнению, в перспективе принятие законопроекта поможет выстроить в России юридическую практику в соответствии с зарубежными стандартами. «Деятельность многих юридических фирм окажется вне правового поля, а клиентов, возможно, ждет повышение цен на адвокатские услуги в отдельных сегментах рынка», — считает партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Антон Костенко.
|