Несмотря на то что Россия вот уже почти полтора десятилетия пытается перейти от "дикого" капитализма к его цивилизованной форме, успехи в этом направлении еще далеко не очевидны. Связанные со сложностями переходного периода проблемы испытывают не только простые граждане, но и собственники предприятий. Последних особенно пугает опасность в один миг лишиться своего бизнеса из-за деятельности рейдеров - фирм и частных лиц, специализирующихся на захватах предприятий.
По словам заместителя начальника департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД генерал-лейтенанта милиции Сергея Мещерякова, в 2005 году сотрудники его департамента раскрыли около тысячи правонарушений, связанных с попытками недружественного поглощения предприятий и захвата собственности, из них только в Москве - около трехсот. Чиновник отметил, что для завладения предприятиями используются различные методы: "лжебанкротство, размывание пакетов акций через новые эмиссии, манипулирование с реестрами, корпоративный шантаж, использование административного ресурса, а иногда и неправосудные судебные решения". По словам Мещерякова, данный вид преступлений базируется на коррупции и несовершенстве законодательства.
Проблема недружественных захватов существует, сообщил "НГ" управляющий партнер юридической компании "Добронравов и партнеры" Юрий Добронравов, однако, по его словам, статистика ДЭБ МВД, видимо, включает в себя все случаи обращения в милицию участников корпоративных конфликтов, которые не всегда можно квалифицировать как "черное" рейдерство. Часто такие конфликты возникают на почве вполне законной скупки инвестором у трудового коллектива акций предприятия, чему противится прежний менеджмент, не желающий терять контроль над производством или выторговывающий для себя эксклюзивные отступные. По словам юриста, очень часто в корпоративных конфликтах стороны прибегают к помощи милиции, причем не всегда в интересах стороны, чьи законные права ущемляются.
На его взгляд, если говорить о классическом рейдерстве, завышена цифра и для Москвы. Если происходит в чистом виде "силовой" захват, когда рейдер, не имея должного пакета акций, просто руководствуясь неправомерным решением какого-то суда, захватывает предприятие и пытается его удерживать, то об этом случае становится сразу всем известно, так как налицо громкий скандал. В то же время за последний год в Москве не было и пятидесяти подобных случаев.
В свою очередь, Александр Ситников, партнер другой юридической компании - "Вегас-Лекс", - считает, что, несмотря на то что сейчас ситуация с недружественными захватами предприятий отличается в лучшую сторону по сравнению с серединой и концом 90-х годов, когда практически каждое крупное предприятие сталкивалось с рейдерами, в последние два года положение несколько обострилось. По словам Ситникова, у его компании с лета 2005 года в два раза увеличилось количество заказов на корпоративную защиту. Он отмечает, что сейчас происходит перемещение рейдерской активности с крупных на средние предприятия, в среде которых процесс консолидации активов далек от завершения.
По мнению Добронравова, постепенно количество скандалов с недружественными поглощениями будет сходить на нет, так как значительная их часть является следствием приватизации, в ходе которой пакеты акций многих предприятий были распылены среди множества мелких собственников. Проходящие сейчас процессы консолидации этих пакетов рано или поздно завершатся, что значительно сузит поле деятельности для рейдеров.
***
Рейдерство базируется на коррупции и несовершенстве законодательства