Аналитика Публикации

19
июня
2007

"Ист Лайн" удержался в Домодедово // ВАС не стал возвращать терминал в госсобственность

Источник: Ежедневная общенациональная деловая газета "Коммерсантъ"


Коллектив авторов, VEGAS LEX

Президиум Высшего арбитражного суда прекратил вчера дело о передаче в 1997 году аэровокзала Домодедово структурам группы "Ист Лайн", управляющей одноименным крупнейшим аэропортом России. Росимущество, добивающееся возврата аэровокзала в госсобственность последние два года, намерено продолжить тяжбу в рамках другого дела. В "Ист Лайне" считают, что вчерашнее решение уже предопределило его исход. Независимые юристы не так однозначны в оценках. Однако отмечают, что вернуть прежнее имущество невозможно (старый терминал был серьезно реконструирован) и Росимущество может добиться только компенсации убытков. 

Вчера президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) прекратил производство по делу о недействительности договора мены, по которому ОАО "Домодедово-2" (преобразовано в ЗАО "Аэровокзальный комплекс "Домодедово", подконтрольное группе "Ист Лайн") в 1997 году стало собственником аэровокзального комплекса "Домодедово", принадлежавшего госпредприятию "Домодедовское производственное объединение гражданской авиации". Разбирательство было инициировано Росимуществом летом 2005 года. Президиум ВАС начал рассмотрение дела 8 ноября, но выносить постановление не стал, предложив Росимуществу и структурам "Ист Лайна", контролирующим весь основной бизнес в аэропорту Домодедово, заключить мировое соглашение (Ъ неоднократно об этом рассказывал, последний раз – 28 марта). Стороны договориться не смогли. 

Источник Ъ в ВАС пояснил, что причиной прекращения производства по делу и отмены всех актов нижестоящих судов (решение первой инстанции было в пользу "Ист Лайна", апелляционной и кассационной – в пользу Росимущества) стала ликвидация госпредприятия – это делает невозможным взаимный возврат имущества участниками ничтожной сделки. Прецедент, позволяющий в таких случаях прекращать дело, президиум ВАС создал еще 11 октября 2005 года по делу банка "Идель-Урал". Собеседник Ъ в Росимуществе подтвердил, что "дело, скорее всего, прекращено по процессуальному основанию – в связи с ликвидацией юридического лица".
В "Ист Лайне" решение о прекращении дела расценили позитивно для группы. "Таким образом, спор о недействительности сделки прекращен, и оснований для возврата имущества аэровокзального комплекса государству не имеется",– говорится в официальном сообщении "Ист Лайна". В Росимуществе оптимизма оппонента не разделяют. Представитель ведомства сообщил Ъ, что оно продолжит тяжбу. По его словам, в арбитражном суде Московской области находится иск Росимущества к компании Hacienda Investments Ltd, нынешнему собственнику аэровокзала, об истребовании имущества (производство по нему было приостановлено до рассмотрения дела президиумом ВАС). "Мы надеемся, что в рамках нового дела суд еще раз даст правовую оценку договору мены",– сообщил Ъ в Росимуществе. В "Ист Лайне" считают, что вчерашнее решение ВАС "предопределяет исход спора". Кроме того, срок исковой давности по истребованию имущества ограничен тремя годами. 

Аэропорт Домодедово (Москва) является крупнейшим в России по пассажиропотоку – в 2006 году обслужил 15,4 млн человек. Общий объем инвестиций группы "Ист Лайн", возглавляемой бизнесменом Дмитрием Каменщиком, в развитие Домодедово, по оценкам группы, составляет более $500 млн. 

Опрошенные Ъ независимые юристы по-разному оценивают дальнейшие перспективы спора между Росимуществом и "Ист Лайном". "Прекращение дела президиумом ВАС означает лишь, что иск о недействительности сделки не имеет смысла, поскольку нет возможности вернуть стороны в первоначальное положение,– считает адвокат Константин Скловский.– Вместе с тем отмена всех судебных актов, которыми устанавливалась ничтожность сделки, не лишает Росимущество возможности обосновать ничтожность приобретения имущества в рамках нового дела. Тем более что Росимущество предъявило другой вид иска, для которого ликвидация госпредприятия роли уже не играет". 

Однако старший юрист корпоративной практики юридического бюро "Вегас-Лекс" Александр Чернышев считает, что исполнить решение по виндикационному иску Росимущества в случае его удовлетворения невозможно, поскольку спорного имущества уже нет – аэровокзал, полученный ОАО "Домодедово-2" в 1997 году, был серьезно реконструирован. "Единственное, что может потребовать Росимущество, так это возмещения убытков",– говорит эксперт. Между тем о размере компенсации стороны до сих пор и не смогли договориться. По информации Росимущества, "Ист Лайн" предложил заплатить около 25 млн руб., а госведомство требует более $30 млн. В "Ист Лайне" эти суммы не подтверждают, уточняя, что стороны спорят из-за методики оценки аэровокзала. "Думаю, что политическое решение уже давно принято – оставить аэровокзал Домодедово в частной собственности. Тем более что решения ВАС, как правило, основываются на правоприменении с точки зрения непричинения вреда и понятий общественной полезности. Разворот сделки под таким углом зрения был бы не оправдан",– резюмирует старший партнер юридической фирмы "Мегаполис" Владимир Сметанин.


Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение