28 мая 2008 |
Россия пересчитала доходы иностранцев в КТК
"Транснефть" раскрыла суть возражений, предъявленных акционерами КТК к текущей редакции меморандума о его расширении, подписанного профильными министрами России и Казахстана. Они касаются порядка начисления процента по задолженности консорциума перед акционерами и их прикомандированными сотрудниками. Аналитики же считают, что разногласия сторон носят более фундаментальный характер.
Акционеры КТК в четверг не достигли взаимопонимания по меморандуму о взаимопонимании сторон договора акционеров ЗАО КТК-Р и АО КТК-К о принципах осуществления проекта расширения КТК с 32 млн до 67 млн тонн (см. "Ъ" от 23 мая). "Ъ" стала известна суть замечаний сторон.
Основные возражения частных акционеров, сообщил "Ъ" вице-президент "Транснефти" Михаил Барков, касаются двух пунктов. Первый -- порядок начисления процента по задолженности консорциума (государственные акционеры настаивают на введении простого процента, 6% годовых, а частные -- на сохранении сложного, с начислением процента на проценты). Второе возражение касается требования зачислить прикомандированных иностранцами специалистов в штат одной из двух компаний консорциума. Как пояснил "Ъ" господин Барков, около 30 прикомандированных сотрудников КТК получают существенно больше за свою работу, чем 600 остальных. Речь идет не о топ-менеджерах, а о специалистах (категория прикомандированных -- пятая-шестая), которые получают не только оклад, но и компенсацию всех затрат, связанных с пребыванием на территории России или Казахстана их и их семей.
КТК -- единственный частный магистральный нефтепровод на территории России, соединяет казахстанский Тенгиз с Новороссийском. Его государственные акционеры -- Россия (24%, управляются от ее лица "Транснефтью"), Казахстан (19%), Оман (7%). Среди частных акционеров у Chevron 15%, LUKARCO -- 12,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures -- 7,5%, Mobil Caspian Pipeline Company -- 7,5%, Agip -- 2%, BG -- 2%, Kazakhstan Pipeline Ventures -- 1,75% и Oryx Caspian Pipeline -- 1,75%.
Вопрос о начислении процента по задолженности возник несколько лет назад. России не нравилось то, что КТК не платит дивиденды, а свои доходы направляет на погашение займов, предоставленных частными акционерами. Вопрос о сотрудниках аналитики не считают существенным. "Прикомандированные сотрудники несут ответственность не перед консорциумом, а перед своим работодателем,-- отмечает руководитель аналитического департамента юридической фирмы "Вегас-Лекс" Максим Черниговский.-- Их права и обязанности регулируются их трудовыми контрактами. Если привлечение прикомандированного сотрудника увеличивает затраты консорциума, то на это требуется согласие всех его участников. А если затраты сотрудника покрываются за счет участника консорциума, а не консорциума, то возражение другого участника выглядит не вполне обоснованным". По мнению господина Черниговского, этот вопрос, если он упирается в затраты, решается не методом зачисления в штат другого юридического лица, а путем управления затратами внутри консорциума.
Аналитик RusEnergy Игорь Ивахненко полагает, что разногласия сторон более фундаментальны. Однако, по его мнению, сторонам придется в итоге пойти на взаимные уступки: России -- потому, что она понимает необходимость расширения КТК, пока нефть не ушла, а частным акционерам КТК, возглавляемым Chevron,-- потому, что альтернативный маршрут транспортировки растущих объемов с Тенгиза слишком дорог. По его словам, маршрут Тенгиз--Ескене--Курык с поставкой в трубопровод Баку--Тбилиси--Джейхан два года назад уже оценивался в $4,5 млрд, тогда как расширение КТК обойдется максимум в $4 млрд.
Михаил Барков подтверждает, что акционеры обязались приложить усилия для согласования меморандума в кратчайшие сроки. Сроки эти не обозначены. Источник, близкий к частным акционерам КТК, говорит о нескольких неделях. Однако сколько времени уйдет на согласование с учетом изменений, пока неясно -- документ не только должен рассмотреть совет директоров или собрание акционеров КТК (оба эти органа не одобрили меморандум в его существующей редакции), его должны заново подписать ответственные министры. Бывший глава Минпромэнерго Виктор Христенко, подписавший документ от имени России, занял новую должность, сменилось и само профильное министерство. А положение о Минэнерго, в котором, в частности, будут регулироваться полномочия по праву подписи нового главы министерства Сергея Шматко, пока не подписано. Как ожидается, оно будет подписано на этой неделе.
|