Несколько десятков тысяч российских водителей на своем опыте смогли убедиться, насколько ненадежно работает так называемое электронное правительство. Речь идет об уплате штрафов за нарушение Правил дорожного движения (ПДД). Скандал вспыхнул в конце весны, когда выяснилось, что многие банки, принимая платежи, не сообщают о них в единую информационную систему, к которой они попросту не подключены. В результате искупившие вину рублем нарушители для ГИБДД формально остаются злостными неплательщиками. Столичные власти, не видя иного выхода, опубликовали список банков, в которых дорожные штрафы оплачивать не рекомендуется.
В минувшую пятницу московские власти обнародовали названия банков, которые не передают информацию об оплаченных штрафах за нарушение ПДД в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах. В черный для водителей список внесены Альфа-банк, Абсолют Банк, «Интеркоммерц», МИНБ, Ситибанк, «Лидер», Мособлбанк, Райффайзенбанк, «Рапида», филиал «Тульский» ООО КБ «Аресбанк», «Юникредит». Чиновники из Департамента транспорта Москвы настоятельно не рекомендуют водителям оплачивать штрафы ГИБДД в этих кредитно-денежных учреждениях.
О системном сбое стало известно несколько месяцев назад. Знакомый водитель признался автору этих строк, что неожиданно для себя обнаружил, что в базе ГИБДД нет отметок о штрафе, уплаченном в начале 2012 года. Отправился искать правду в столичное управление ГИБДД и обнаружил там множество товарищей по несчастью. Все происходило в конце весны, накануне летнего сезона отпусков. Перспектива стать невыездным из России в мае грозила в общей сложности для 90 тыс. московских водителей. Причем подавляющее большинство из них своевременно и полностью оплатили штрафы. Но потом были поставлены перед фактом, что информация об этом не дошла до Федерального казначейства.
Не сработало важнейшее звено – единая информационная система о государственных и муниципальных платежах. С 1 января текущего года банки должны были направлять туда информацию о платежах, в том числе об уплаченных штрафах за нарушения ПДД. Однако по факту сегодня из 959 российских кредитно-денежных учреждений к этой системе подключено 653. На поверку далеко не каждый из банков передает полные сведения о платежах. Подводили своих клиентов не только небольшие частные банки, но даже Сбербанк. Распутать узел с того конца, куда стекаются все платежи, технически невозможно. И водителям, оплатившим штрафы, предлагается доказать, что они не должники, самостоятельно. Причем делать это архаичным способом – лично приезжать в ГИБДД, выстаивать очереди, писать заявления, прилагать в подтверждение своей честности квитанции об оплате. Если, конечно, такие квитанции сохранились. В этом случае есть надежда, что их фамилии вычеркнут из списка должников. Если же нечем подтвердить оплату штрафа, то придется оплатить его повторно.
В свою очередь, ГИБДД рапортует, что работает с растущей оперативностью. С июня заявления рассматриваются в «упрощенном» порядке за 7–10 дней. Впрочем, для десятков тысяч водителей, которые имели неосторожность оплатить штрафы за нарушение ПДД в банках, не подключенных к единой информационной системе, бюрократические рекорды откровенно слабое утешение. При этом продвинутые пользователи Интернета, наслышанные о возможностях так называемого электронного правительства, составной частью которого является информационная система о государственных и муниципальных платежах, вправе задаться вопросом, что, собственно, происходит.
Государство выделяет на этот ресурс немалые деньги. В частности, в бюджете-2013 на финансирование работ и услуг, связанных с эксплуатацией инфраструктуры электронного правительства, федеральный бюджет выделил более 1 млрд. руб., однако ожидаемого эффекта нет. Источник «НГ», близкий к Минкомсвязи, объяснил происходящее просчетами чиновников. «Министерство забросило проект. В частности, не занимается совершенствованием системы информации о государственных и муниципальных платежах», – поделился видением ситуации наш собеседник.
Вопрос в том, можно ли решить проблему в принципе. Координатор Федерации автомобилистов России (ФАР) Андрей Веселков как вариант предлагает радикальный способ – до отладки информационной системы простить нарушителям ПДД все выписанные штрафы, не разбираясь, кто платил, а кто нет. «Чтобы люди время в очередях не теряли. Минфин, конечно, на это не пойдет. Однако, на мой взгляд, этот шаг был бы оправданным. ГИБДД не сможет справиться с таким объемом работы», – отметил эксперт. Со своей стороны партнер юридической фирмы Vegas Lex Игорь Чумаченко считает, что водителей в данной ситуации сделали виновными в чужих нарушениях. В любом случае именно водителям придется доказывать полноту и своевременность оплаты штрафов. «Другое дело, что в правовой стране граждане, попавшие в такую ситуацию, наверняка обратились бы с исками в суд. Коль скоро банки не передают информацию о платежах, то по логике они и должны ответить перед своими клиентами», – полагает юрист.