1 августа 2014 |
У землевладельцев проверяют паспортаИсточник: Ежедневная общенациональная деловая газета "Коммерсантъ" Игорь Чумаченко, Партнер, руководитель Практики "Недвижимость. Земля. Строительство"
Минсельхоз предлагает ужесточить запрет на владение сельхозугодьями иностранцами: земельные участки нельзя будет приобретать компаниям, учредителями которых выступают юрлица с контрольной долей зарубежного капитала, а также тем, где иностранец — бенефициарный владелец. Сейчас запрет распространяется лишь на сами иностранные компании и их «дочки». C принятием проекта под него могут попасть не только все собственники-иностранцы, которые контролируют около 2,5 млн. га (примерно 2%) пашни, но и российские структуры, владеющие сельхозземлями через офшоры. Участники аграрного рынка считают идею Минсельхоза неуместной: она уронит и так низкую капитализацию земель в РФ.
Предложение Минсельхоза ужесточить запрет на приобретение сельскохозяйственных земель иностранцами есть в проекте поправок к распоряжению правительства об основах госполитики использования земельного фонда на 2012-2017 годы. Само распоряжение, данное правительством в 2012 году, носит весьма декларативный характер. Практически все пункты в нем подразумевают усовершенствование и уточнение существующего порядка земельных отношений. Большинство поправок, предложенных Минсельхозом, такого же рода. Главным исключением является пункт, перечисленный среди мер по совершенствованию оборота сельскохозяйственных земель. Он подразумевает установление запрета на их приобретение в собственность юрлицами, где учредителями выступают компании, в уставном капитале которых доля иностранных граждан или юрлиц превышает 50% либо иностранцы или лица без гражданства являются их конечными бенефициарами.
Это довольно серьезное изменение действующего порядка. Закон об обороте земель сельхозназначения содержит запрет на приобретение таких участков в собственность иностранными гражданами и лицами без гражданства, иностранными юрлицами, а также российскими, если иностранцам в них принадлежит от 50% капитала. Все они могут владеть сельхозземлями только на праве аренды. Очевидно, идея Минсельхоза находится в русле деофшоризации экономики: эксперты не исключают, что она может быть вполне поддержана властями и в условиях противостояния России санкциям со стороны Запада. Однако целесообразность и осуществимость этой меры многие из них ставят под сомнение.
Как отмечает руководитель практики «Недвижимость. Земля. Строительство» юридической фирмы Vegas Lex Игорь Чумаченко, запрет направлен на то, чтобы закрыть лазейки в законодательстве, с помощью которых земли сельхозназначения опосредованно приобретались иностранными гражданами и юрлицами. «Так, использовались схемы, когда такие земли покупали российские предприятия, учредителями которых были компании с преимущественным иностранным участием»,— поясняет он. Инициатива Минсельхоза, по мнению господина Чумаченко, направлена на то, чтобы сделать приобретение земель сельхозназначения полностью контролируемым. Выявить конечных бенефициаров компаний не так сложно, компании должны предоставлять данную информацию, полагает он.
Партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Виталий Можаровский, напротив, скептически относится к предложению о запрете приобретения сельхозземель «внучками» иностранных компаний. «Эта инициатива бессмысленна ровно настолько, насколько бессмыслен запрет на приобретение сельхозземель «дочками» иностранных компаний — изменится только то, что цепочка станет на одно звено длиннее». В России распространены различные схемы — начиная от подставных российских физлиц и заканчивая сложной структурой владения компаниями. Например, иностранная компания имеет по 40% в двух российских ООО, которым принадлежат оставшиеся 60% друг в друге, а собственником земли является «дочка» одного из таких ООО.
Чтобы действительно ограничить для иностранцев владение землями сельхозназначения и закрыть возможности для схем, нужно комплексно подходить к данному вопросу, а также стимулировать оборот таких земель для привлечения российских покупателей, считает юрист. Впрочем, очевидно, что правительство, если оно решит развивать идею Минсельхоза, в состоянии обеспечить дальнейший рост издержек на уход от запрета. Рост рисков полулегального владения землей иностранцами, которые традиционно сталкиваются с этой проблемой во многих юрисдикциях, рано или поздно заставит их выйти из «земельных» проектов и в РФ. Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько вообще считает меру неуместной. По его словам, она может затронуть широкий круг компаний. «Иностранцы контролируют около 2,5 млн. га пашни, но многие крупные российские аграрные корпорации также зарегистрированы в офшорах. Непонятно, как будут определять, кто среди конечных бенефициаров «настоящий иностранец»,— отмечает эксперт.— Но главная проблема не в этом. Капитализация российских сельхозугодий и так крайне низкая. Новый запрет снизит ее еще больше». Отдельной проблемой будет, очевидно, продажа иностранными инвестфондами земель в РФ и необходимость смены банками схем владения земельными активами — эти земли нередко оформляются через офшорные схемы. |