12 октября 2014 |
Смешанное преобразованиеИсточник: Газета "ЭЖ-Юрист"
Наибольшее внимание законопроект уделяет регулированию комбинированных (смешанных и совмещенных) реорганизаций. Смешанная реорганизация подразумевает участие в процессе нескольких юридических лиц различных организационно-правовых форм. При совмещенной реорганизации происходит сочетание различных форм реорганизации.
По правилам законопроекта смешанная реорганизация с участием АО возможна, если законодательством допускается преобразование АО в юридическое лицо организационно-правовой формы каждого из других участников такой реорганизации и (или) их преобразование в АО. Аналогичное правило предусматривается в отношении ООО. Так, присоединение к АО одновременно хозяйственного товарищества и производственного кооператива будет признаваться смешанной реорганизацией. Напротив, слияние ООО с фондом не может быть реализовано в порядке законопроекта.
Кроме того, законопроект уточняет, что в результате смешанной реорганизации может быть создано юридическое лицо иной организационно-правовой формы по сравнению со всеми участниками данной процедуры (к примеру, в результате слияния ООО и хозяйственного товарищества может быть создано АО). В таком случае решение о реорганизации должно содержать не только общие положения о реорганизации (распределение акций, формирование органов управления и их компетенция и др.), но и правила создания юридического лица, соответствующие специальному законодательству.
Применительно к совмещенным реорганизациям законопроект предусматривает особые правила для разделения (выделения), осуществляемого одновременно со слиянием (присоединением), а также для присоединения, совпадающего с преобразованием. В то же время первый из указанных видов совмещенных реорганизаций является новеллой только в отношении ООО. Положения о такой процедуре для АО появились в законодательстве еще в 2006 году и получили относительно широкое применение на практике.
По законопроекту приведенные совмещенные реорганизации совершаются в упрощенном порядке. В частности, к ним не применяются положения ст. 60 ГК РФ о необходимости досрочного исполнения обязательств реорганизуемым обществом перед кредиторами, если соответствующее требование было удовлетворено судом.
Законопроект предусматривает и ряд технических поправок. Наиболее заметной из них является отмена письменных уведомлений, направляемых кредиторам реорганизуемого общества (помимо публикаций в СМИ). Ранее в судебной практике часто возникали споры относительно данных уведомлений в рамках дел по оспариванию реорганизаций. Например, по вопросу о существенности (в контексте правомерности реорганизации) нарушения, выражающегося в ненаправлении уведомления при наличии публикации в СМИ.
Законопроект вслед за новыми правилами ГК РФ выводит из употребления понятие «разделительный баланс» и заменяет его на понятие «передаточный акт». При этом устанавливается принцип, согласно которому, в случае если передаточный акт не позволяет выявить правопреемника реорганизованного общества по обязательствам и (или) если активы такого общества были распределены несправедливо, реорганизованное общество и вновь созданные в результате реорганизации общества несут солидарную ответственность по данным обязательствам.
Поправки в корпоративных законах планируются к вступлению в силу с 1 января 2015 года. В то же время для их полноценной реализации потребуется принятие новых правил эмиссии и конвертации акций со стороны Центрального Банка Российской Федерации.
В целом законопроект может быть оценен положительно как один из необходимых шагов для внедрения в практику новых правил ГК РФ о реорганизации обществ. Чем скорее будут приняты необходимые поправки на уровне специального законодательства, тем больше возможностей будет у бизнеса для осуществления реструктуризации на более гибкой основе.
|