Аналитика Публикации

26
июня
2023

Кирилл Никитин для РЖД-партнер: Расторгнуть нельзя сохранить: где поставить запятую для стивидора?

Источник: Журнал "РЖД-Партнер"


Кирилл Никитин, Руководитель Экологического направления, управляющий Поволжской дирекцией

Дума рассматривает дополнение в законопроект о расторжении договора аренды на госсобственность со стивидорными компаниями. Речь идет о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды при погрузке и разгрузке сырья в морском порту. В том числе – наиболее остро поставлен вопрос о нарушениях при перевалке угля. Документ уже принят в первом чтении. 

В случае принятия законопроект позволит досрочно расторгать договор аренды государственной собственности (к которой относятся причалы при терминалах, гидротехнические сооружения и иная портовая инфраструктура) в морских портах при нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды, связанных с погрузкой и разгрузкой угля, если арендатор госсобственности повторно в течение одного года не выполнит в установленный срок законное предписание надзорных органов.

Конфликт с природой

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ. Из этого следует, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав. Условия о неукоснительном соблюдении требований санитарно-эпидемиологического законодательства в обязательном порядке включаются в договоры стивидорных компаний.

«Как показывает практика, основная проблематика именно для стивидорных компаний заключается в самой специфике их деятельности, которая априори оказывает негативное воздействие на окружающую среду. В портах, в числе прочего, проводятся работы по перевалке, дроблению и сортировке угля, что приводит к ухудшению экологической обстановки. Так, например, в 2022 году в Дальневосточном федеральном округе Росприроднадзор выявил 496 нарушений, наложено штрафов почти на семь миллионов рублей. В Южном федеральном округе – 135 нарушений более чем на 11 млн руб., в Северо-западном федеральном округе – 93 нарушения на сумму более 1 млн руб.», – объясняет руководитель дирекции юридической фирмы VEGAS LEX Кирилл Никитин.

Нарушения могут быть разными и касаться различных объектов и видов деятельности. В каждом конкретном случае эксперты и надзорные органы должны проводить тщательную проверку и выявлять все нарушения, которые могут представлять угрозу безопасности и здоровью людей, окружающей среде и обществу в целом. По результатам таких проверок выдается предписание, неисполнение которого влечет за собой наказание вплоть до уголовной ответственности и административного приостановления деятельности компании. Однако договор, касающийся госсобственности, сейчас может быть расторгнут по решению суда только при существенном нарушении документа другой стороной или в иных случаях, предусмотренных другими законами.

«Неисполнение стивидорными компаниями предписаний в настоящее время не являются основанием для расторжения договора аренды, что приводит к недостаточному стимулированию соблюдения ими природоохранных и санитарно-эпидемиологических требований», – добавляет К. Никитин.

Вериги для инвесторов

Комитет по энергетике поддержал дополнение к законопроекту, но предложил ко второму чтению внести в него ряд поправок.

Во-первых, дополнить нормой о том, что договор аренды досрочно расторгается не в целом, а только в отношении объекта, на котором было выявлено повторное невыполнение предписания контрольного органа.

Во-вторых, договор расторгается только в случае нарушения, повлекшего причинение существенного вреда здоровью граждан. Поэтому то, как будет реализовываться инициатива, и какие последствия ожидают стивидорные компании – можно будет предположить после второго чтения, но на данном этапе исключить расторжение договора даже в отношении инфраструктуры, в которую вложены частные средства, пока невозможно.

«Необходимо отметить, что проблематика с перевалкой каменного угля стала лишь катализатором усиления регулирования, в то время как новые требования будут распространяться на все без исключения грузы. После принятия закона и вступления его в силу стивидорные компании столкнутся с нетипичными для себя рисками, в первую очередь связанными с возможностью применения новых санкций, включая расторжение договора и/или административное приостановление деятельности. Кроме того, нельзя исключать, что для компании, договор с которой расторгнут за подобные нарушения, повторный «вход» на рынок может быть затруднен или вовсе закрыт»– считает К. Никитин.

Полная версия статьи и комментарии других экспертов доступны на сайте РЖД-партнер по данной ссылке.

С перечнем услуг фирмы можно ознакомиться здесь.

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение