20 марта 2015 |
Обзор изменений законодательства январь – февраль 2015 годаЗаконодательные изменения, с которыми Вам предстоит ознакомиться в новом обзоре, затронули различные направления и отрасли российской экономики. С начала этого года меняется практика ведения дел о несостоятельности (банкротстве) – новый закон призван защитить в большей степени интересы кредиторов. Устанавливается особый порядок изменения условий контракта, который окажет влияние на компании, поставляющие товары и оказывающие услуги для государственных или муниципальных нужд. По новым правилам придется работать теперь и нотариусам. Также читателям интересно будет узнать, что в канун 2015 года был принят ряд законов, применение которых, не скроем, вызывает у делового сообщества много вопросов. Среди них закон, касающийся порядка обработки персональных данных граждан РФ. Вдобавок законодатель внес изменения в перечень иностранных товаров машиностроения, не допускаемых к госзакупкам.
Банкротство по новым правилам
Название: Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
О чём: Банкам предоставлено право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом без вступившего в законную силу решения суда.
Должник утратил право самостоятельно выбирать кандидатуру временного управляющего при обращении с заявлением о своем банкротстве. Управляющий теперь утверждается из числа членов саморегулируемой организации, определенной путем случайного выбора. При этом должник обязан предварительно уведомить кредиторов о намерении обратиться с заявлением о банкротстве.
Размер долга, достаточный для обращения с заявлением о несостоятельности юридического лица, увеличен со 100 000 до 300 000 руб. А для стратегических предприятий и субъектов естественных монополий – с 500 000 до 1 000 000 руб.
Ряд существенных прав получили залоговые кредиторы: голосовать на собрании кредиторов по вопросам о выборе или отстранении арбитражного управляющего; определять начальную продажную цену предмета залога, порядок и условия проведения торгов, порядок и условия обеспечения сохранности предмета залога. Залоговый кредитор вправе оставить предмет залога за собой при продаже имущества должника путем публичного предложения.
Кому интересно: всем юридическим лицам.
Вступил в силу: 29 января 2015 года, отдельные положения применяются с 01 июля 2015 года.
Новый порядок изменения условий контракта
Название: Федеральный закон от 31.12.2014 № 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
О чём: Изменения, внесенные в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 № 44-ФЗ, допускают изменение по соглашению сторон условий контрактов, заключенных до 31.12.2014, срок исполнения которых завершается в 2015 году, в части срока исполнения контракта, количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, цены контракта и (или) цены единицы товара, работы, услуги.
Порядок изменения условий контракта должен быть установлен Правительством РФ.
В случаях и порядке, которые также должны быть определены Правительством РФ, в 2015 году заказчик вправе предоставить подрядчику (исполнителю) или поставщику отсрочку по уплате неустоек (штрафов, пеней) по заключенным государственным или муниципальным контрактам и (или) осуществить списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Кому интересно: затрагивает интересы широкого круга компаний, поставляющих товары, выполняющих работы (оказывающих услуги) для государственных или муниципальных нужд.
Вступил в силу: 31 декабря 2014 года.
Регулирование деятельности нотариусов
Название: Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 457-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
О чём: Закон касается регулирования деятельности нотариусов. Наиболее существенными для бизнеса являются положения закона, устанавливающие правила удостоверения решений собраний участников (акционеров) компаний (в ряде случаев нотариальное удостоверение требуется в силу новых правил Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), вступивших в силу с 1 сентября 2014 года).
Закон уточняет ряд аспектов, в отношении которых ранее отсутствовала ясность. Так, установлено, что нотариус удостоверяет два факта: состав присутствующих на собрании и принятие определённого решения. Нотариус проверяет компетенцию собрания, полномочия присутствующих и кворум, но при этом он не выполняет функции счетной комиссии (подсчет голосов осуществляется специально назначенными лицами) и не проверяет законность процедуры созыва собрания.
Законом также предусмотрен размер оплаты услуг нотариуса – 3 000 рублей за каждый час его присутствия на собрании.
В то же время закон не дает ответа на вопрос о необходимости нотариального удостоверения решений собраний, проводимых в заочной форме. Возможен вариант толкования ГК РФ, при котором удостоверение не требуется, однако такое толкование вряд ли допустимо, поскольку оно может дезавуировать значение поправок в ГК РФ как направленных на борьбу с корпоративными злоупотреблениями (рейдерством). Вопрос об удостоверении заочных решений, таким образом, остается открытым.
Кому интересно: закон (в части приведенных положений) является актуальным для хозяйственных обществ, решения собраний которых подлежат нотариальному удостоверению.
Вступил в силу: 1 января 2015 года.
Порядок обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях
Название: Федеральный закон от 31.12.2014 № 526-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях".
О чём: Согласно закону срок вступления Федерального закона от 21.07.2014 № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях" переносится с 1 сентября 2016 на 1 сентября 2015 года. Напомним, что 242-ФЗ устанавливает, среди прочего, требование об обязательном нахождении на территории РФ баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ. На данный момент ни в юридическом, ни в бизнес-сообществе нет единого понимания того, каким образом и к каким субъектам будет применяться данный закон. Большие надежды возлагаются на подзаконные акты, которые должны быть приняты во исполнение закона в 2015 году. Важно, что 242-ФЗ выводит надзор за соблюдением законодательства о персональных данных из-под действия Закона № 294-ФЗ, предоставлявшего операторам определенные гарантии защиты их прав.
Кому интересно: интернет-компаниям и бизнесу, агрегирующему большие объемы персональных данных (туристический, перевозки и т.п.), в меньшей степени – операторам персональных данных.
Вступил в силу: 31 декабря 2014 года.
Размещение технических средств информационных систем на территории РФ
Название: Федеральный закон от 31.12.2014 № 531-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
О чём: Согласно данному закону все технические средства информационных систем, используемые государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями, должны размещаться на территории РФ. За невыполнение данного требования закон устанавливает административный штраф в размере 3–5 тыс. рублей для должностных лиц и 30–50 тыс. рублей для юридических лиц. Также закон предусматривает, что требования к работе с государственными информационными системами должно утвердить Правительство РФ.
Кому интересно: государственным и муниципальным унитарным предприятиям, а также компаниям, оказывающим им услуги по предоставлению технических средств для функционирования информационных систем (ЦОДы, хостинг-провайдеры и т.п.).
Вступает в силу: 1 июля 2015 года.
Изменения в перечне иностранных товаров машиностроения, не допускаемых к госзакупкам
Название: Постановление Правительства РФ от 31.01.2015 № 84 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656"
О чём: Правительство РФ внесло изменения в перечень иностранных товаров машиностроения, не допускаемых к государственным закупкам.
В круг иностранных товаров, не допускаемых к закупкам, теперь дополнительно включены автобусы, тракторы и ряд транспортных средств специального назначения: для транспортирования строительных материалов, для коммунального хозяйства и содержания дорог, для аварийно-спасательных служб и полиции, для обслуживания нефтяных и газовых скважин, для перевозки жидкостей и др. Кроме того, теперь наименования групп товаров указаны в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности КПЕС 2008, а не КПЕС 2002 как ранее. Это изменение формулировок также влечет изменение сферы применения Постановления № 656, поскольку отдельные товары, относившиеся к разным группам в соответствии с КПЕС 2002, могут включаться в одну группу в КПЕС 2008, и наоборот. В соответствии с этим они могут попасть под действие запретов, установленных Постановлением № 656 или же, напротив, быть освобождены от них.
Помимо этого, теперь указанные в Постановлении № 656 разновидности товаров могут быть приобретены в рамках государственных закупок, если страной их происхождения является не только Россия, Белоруссия или Казахстан, но и Армения.
Кому интересно: государственным и муниципальным заказчикам, а также юридическим и физическим лицам, участвующим в государственных и муниципальных закупках.
Вступил в силу: 11 февраля 2015 года |